Надежда Тихонова и Олег Нилов об усилении административной ответственности за нарушение правил использования и охраны водных объектов
см. также ↓8 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 507370-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях усиления административной ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов). С докладом по данному законопроекту выступила депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Надежда Тихонова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос Олег Нилов.
Доклад Надежды Тихоновой:
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы.
Представляю вашему вниманию законодательную инициативу Санкт-Петербурга проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Данная законодательная инициатива направлена на увеличение размеров штрафов за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов. Штрафы установлены статьями 8.13 и 8.14 КоАП Российской Федерации. По данным Росприроднадзора, ежегодно в водоемы нашей страны поступает более 11 млн тонн загрязняющих веществ, в том числе опасных для окружающей среды. Основными загрязнителями акваторий рек и морей на территории России являются хозяйствующие субъекты. Росприроднадзор в отчете за 2016 год приводит данные о привлечении к административной ответственности четырех тысяч хозяйствующих субъектов на общую сумму 353 млн руб.
В государственном докладе Росприроднадзора за 2016 год отмечается, что 15% источников централизованного водоснабжения все еще не соответствует санитарным нормам и эпидемиологическим требованиям. Охрана водных объектов от загрязнений, засорений и истощения является одной из первостепенных задач государственной политики.
Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу отмечает, что недопустима ситуация, когда за серьезные нарушения требований природоохранного законодательства, которые могут повлечь негативные экологические последствия для водных объектов, максимальный штраф составляет 40 тыс. руб. В таких условиях недобросовестным предпринимателям легче заплатить штраф, чем соблюдать закон.
Кроме этого, по опыту основных правоприменителей нашего региона – это Комитет по природопользованию и департамент Росприроднадзора, очень часто лица, использующие водные объекты, привлекаются за одно и то же правонарушение неоднократно, потому что размер штрафа не является для них серьезным наказанием и не стимулирует организации вкладывать финансовые средства в улучшение систем очистки воды.
Хочу отметить, что за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юрлиц предусмотрен штраф до 250 тыс. руб., за нарушение требований по охране недр – до 500 тыс. руб., за нарушение правил охраны особо охраняемых природных территорий – до 500 тыс. руб. Иными словами, наблюдается значительная диспропорция в наказаниях за нарушения в сфере охраны и использования основных факторов среды обитания – воды, воздуха и недр, которую, собственно говоря, наш законопроект и устраняет.
В поддержку законопроекта выступили Комитет по природопользованию, Росприроднадзор по Северо-Западному федеральному округу, Роспотребнадзор, Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга. Также мы получили положительное заключение Совета законодателей и Правительства Российской Федерации.
Согласно статистике, которую представил аппарат Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, около 40 субъектов поддержали законопроект, и 12 субъектов оставили проект без замечаний, а, значит, этот вопрос актуален для всей страны. Согласно официальному заключению Правительства Российской Федерации на законопроект, меры административной ответственности по этим статьям были введены ещё в 2007 году, а это значит, более 10 лет они не корректировались.
Законопроект был рассмотрен и обсуждся на заседании Комитета Государственной Думы по госстроительству и законодательству, он был поддержан. Также получено положительное заключение комитета-соисполнителя – Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
На заседании комитета было озвучено несколько предложений по корректировке законопроекта. В частности, в заключении Правительства мы увидели, что предложили изменить часть 5 статьи 8.13 – это загрязнение ледников, необходимость устранения диспропорции размеров штрафов, привести в соответствие со статьей 8.42. Недавно вы рассматривали на заседании, она посвящена изменению штрафов по зонам санитарной охраны.
Все вышеописанные предложения ко второму чтению будут учтены. Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат бюджета Российской Федерации и, я уверена, станет стимулом к развитию хозяйствующими субъектами локальных очистных сооружений и очищению водной сферы нашей страны. Прошу поддержать инициативу Санкт-Петербурга, благодарю за внимание.
Вопрос Олега Нилова:
Я, конечно же, приветствую инициативу своих питерских коллег. Но недавно нам Федот Семенович (Тумусов – Прим. ред.) с трибуны как раз рассказывал про ситуацию с загрязнением целой реки Вилюй алмазодобывающей компанией "АЛРОСА". Мы понимаем, что для алмазодобывающей компании ни 50 тыс., ни 500 тыс. не страшны.
Считаете ли вы, что, во-первых, штрафы можно повысить ещё многократно и привязать их к размеру ущерба каким-то образом, но самое страшное наказание для компаний – это приостановка деятельности до 90 суток. И это используется для наказания, например, компаний, которые загрязняют воздух. Эти поправки, как вы считаете, следовало бы принять во втором чтении?
Надежда Тихонова:
Спасибо, Олег Анатольевич, за вопрос.
Но 90 суток так и остаётся в законопроекте, а то, что по увеличению штрафов, как раз я сказала, что нам надо было от каких-то цифр оттолкнуться. В рабочем режиме с органами исполнительной власти мы решили поднять эту планку до 120 тыс. Но, безусловно, она может быть и больше и, наверное, это и нужно сделать, но тоже тщательно к этому подготовиться. Может быть, имеет смысл привести в соответствие, как я уже сказала, со статьёй 8.42, где штрафы также многократно были повышены. Поэтому, давайте, ко второму чтению доработаем и сделаем, чтобы хозяйствующим субъектам было лучше поставить локальные очистные сооружения, а не сбрасывать, не загрязнять нашу акваторию.