Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков прокомментировал предложенные федеральным Правительством изменения в 46 статью Бюджетного кодекса РФ, которыми вводится новый принцип распределения доходов от штрафов по трем уровням бюджета. Данный законопроект был принят Госдумой в первом чтении:
Суть в том, что штраф должен зачисляться в тот бюджет, из которого финансируется деятельность органа, наложившего этот штраф. Например, штрафы, налагаемые на особо охраняемых природных территориях федерального значения, полностью перераспределят в пользу федерального бюджета, штрафы на особо охраняемых территориях регионального значения полностью зачислят в бюджет субъекта РФ, а на особо охраняемых территориях местного значения в бюджеты муниципальных образований. Получается, где штраф родился – там и пригодился.
Авторы законопроекта считают, что таким образом они совершенствуют администрирование доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В целом идея рациональная. Но с законопроектом есть серьезные проблемы.
В финансово-экономическом обосновании не указан итоговый суммарный расчет увеличения или уменьшения доходов на разных уровнях бюджетной системы. То есть парламенту предложили принять закон, в котором заложены выпадающие доходы регионов, без адекватных источников их компенсации. Прописанные в законопроекте предложения зачислять в региональные и муниципальные бюджеты плату за негативное воздействие на окружающую среду по увеличенным на пять процентов нормативам, адекватной компенсацией никак не назовешь.
По оценке Минфина России, эти изменения приведут к увеличению региональных бюджетов на семь млрд рублей, а увеличение на 50% нормативов зачисления акцизов на этиловый спирт еще на 175 млн рублей. Но в финансово-экономическом обосновании прогнозы и оценки компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов носят формальный характер.
Отдельные регионы уже выказывали опасения о недостаточности предлагаемых мер компенсации выпадающих доходов субъектов РФ, а принятие столь слабо проработанного законопроекта может привести к дальнейшей разбалансировке местных и региональных бюджетов. Законопроект предлагается к вступлению в силу с 1 января 2019 года. А в регионах уже полным ходом идет формирование бюджетов на следующую трехлетку. В них просто невозможно учесть новации федерального закона, который Госдума может принять не раньше ноября.
Правительство России продолжает работать по принципу "хотелось как лучше, а получилось как всегда". А в данном случае еще и противоречит статье 53 Бюджетного кодекса. Там четко написано, что федеральные законы, приводящие к изменению доходов бюджетов и вступающие в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не согласна с таким подходом к бюджетному законодательству, поэтому наша фракция не голосовала за этот законопроект.
На мой взгляд, будет разумно и справедливо вернуться к рассмотрению подобных изменений в 46 статье Бюджетного кодекса в начале следующего финансового года. Ведь принятие закона потребует огромной кропотливой работы по оценке уточнения неналоговых доходов регионов и муниципалитетов.