19 июля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 489161-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы министру задали Олег Шеин, Николай Рыжак, Олег Нилов и Валерий Гартунг.
Олег Шеин:
Почему вы называете переходный период 10 и 16 лет, когда он вдвое короче? По вашему получается, если дать человеку пенсию через 100 лет, переходный период будет 100-летним?
Далее. С 2009 года при автоматизации производства и работе вашего Правительства, число рабочих мест в стране уменьшилось на 4,6 млн. Почему вы полагаете, что впредь тенденция будет другая?
И последнее. В следующем году демографический провал составит 800 тыс. работоспособных людей, при этом на рынок труда вы выталкиваете 2 млн человек. К 2034 году демографический провал – 3 млн, а на рынок труда вы выталкиваете 18. И даже если мы уберём списки №№ 1, 2 и инвалидов – это около 16 млн человек.
Как по вашему, увеличение безработицы на отметке свыше 12 млн российских граждан, благоприятно скажется на соотношении между работниками и пенсионерами?
Максим Топилин:
Спасибо, Олег Васильевич.
Кроме того, что законопроектом предусмотрен переходный период, он составляет восемь лет до 2028 года у мужчин и, соответственно, 14 лет для женщин, я ничего другого сказать вам не могу. Прочитайте. В законе всё это написано, таблички, можно всё понять из закона, в каком году кто выходит на пенсию, там всё вот так написано: плюс 12 месяцев, какие годы.
Как можно объяснить? Написано одно, вы говорите другое совершенно. Очень сложно вам это объяснять.
Что касается остальных вопросов, которые мы с вами тоже неоднократно обсуждали. Я посмотрел специально слайды, которые вы демонстрировали на комитете, у вас там математические несоответствия, вы все периоды складываете, а этого делать, с точки зрения законов, ну просто элементарной математики, нельзя.
Вы, допустим, берёте и говорите о том, что в следующем году не выйдет на пенсию 1,4 млн человек, а это неправильно, потому что у нас пенсионеры выходят на пенсию в течение года, это значит надо на два поделить эту цифру. А половина пенсионеров остаётся работать, значит ещё на два надо поделить, поэтому не 1,4 млн на рабочие места будет влиять, а всего 300 тысяч. А на рынок труда не выходит в следующем году уменьшение за счёт 90-х годов 800 тыс., поэтому вы просто вводите в заблуждение людей этими цифрами. Спасибо.
Николай Рыжак:
У меня вопрос к основному докладчику. То, что назрела необходимость в определенной степени реформировать пенсионную систему, никто не спорит и не сомневается. Вызывает серьезные опасения то, как это делается. Потому что эта проблема перетекает в плоскость политического противостояния и может расколоть наше общество.
К нам поступает множество обращений и от представителей армейской среды, и представителей правоохранительных органов, в которых они выражают законную обеспокоенность о возможном увеличении выслуги лет, дающей право на получение пенсии. Как известно, это специфическая категория наших граждан, и они получают такое право при наличии 20-летней выслуги с последующим увеличением пенсии в зависимости от продолжительности дальнейшей службы.
В связи с этим, уважаемый Максим Анатольевич, к вам вопрос. Скажите, пожалуйста откровенно, есть ли в планах Правительства предложения или разработки по увеличению обязательной выслуги лет, дающей право на получение пенсии?
Максим Топилин:
Спасибо, Николай Иванович.
В данном законопроекте этих вопросов не содержится. Спасибо.
Олег Нилов:
Считаю, что ничего не изменится, пока Правительство не заставит работать эту армию, 15,4 млн человек, находящихся в серой зоне. Вы не можете их вывести из серой зоны, не можете получить с них пенсионные отчисления.
Безработных по данным Росстата четыре млн, создайте им рабочие места, получите с них пенсионные отчисления.
Примерно 10 млн различных мажоров, женщин с пониженной социальной ответственностью, наркоманов, алкоголиков, тунеядцев и так далее.
Почему их не можете заставить работать и не получить с них пенсионные отчисления? Итого: 30 млн человек в стране здоровых, которые не платят пенсионные отчисления, и Правительство их не может заставить работать.
А полтора миллиона чиновников это больше, чем в советское время. Почему тогда не сбалансировать пенсионные отчисления, уменьшив им зарплаты?
Максим Топилин:
Спасибо, Олег Анатольевич.
Я ещё раз повторю, что действительно эта тема существует. Я уже сказал, что мы постоянно находимся в поиске этих людей разными способами, зачастую разными правдами и неправдами и административными решениями, комиссионными решениями, сельскими сходами. И за эти годы, последние два-три года, мы легализовали около шести млн человек, это очень много.
Я считаю, что это очень много и мы их видим в системе пенсионного страхования. Но ещё остаётся этот сектор.
С точки зрения самозанятых, я уже сказал, что законопроект по этому поводу будет Правительством внесён. Есть другие сектора, безусловно, все технические новинки и технические новации в налоговой службе через возможности регистрации в электронном виде, в простом виде, через электронные приложения – это тоже всё способ, направленный на легализацию трудовых отношений. Спасибо.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Максим Анатольевич, когда вы сравниваете с западными странами продолжительность жизни и пенсионный возраст, выход на пенсию, то для справки скажу, что в России сейчас у мужчин выход на пенсию в 60 лет, период дожития 16 лет. Во Франции у мужчин выход на пенсию в 62 год, период дожития 23,8. То есть уже сейчас наши пенсионеры живут на семь лет меньше, чем во Франции. До повышения.
Второе. По периоду дожития, когда вы берете 30-е годы, то тоже некорректно, потому что тогда были массовые репрессии в стране и, естественно, продолжительность жизни была другой. Я возьму другую справку. 1959 год. Продолжительность жизни людей пенсионного возраста старше 60 лет у мужчин 15,9 года, в 2017 году – 16,4. Всего на 7 месяцев выросла продолжительность жизни пенсионеров. Тем не менее, вы увеличиваете, предлагаете на пять лет.
Дальше. Вопрос. Силуанов (Министр финансов РФ – Прим. ред.) обещал нам вернуть индексацию пенсий, которая была отнята. Почему до сих пор ее не вернули? Деньги в бюджете есть. Силуанов говорил – будут деньги, мы вернем эту индексацию.
И второе. Какие дополнительные источники доходов вы рассматривали, для того чтобы всё-таки не повышать пенсионный возраст?
Спасибо.
Максим Топилин:
Спасибо, Валерий Карлович.
Из последнего. Чтобы не повышать пенсионный возраст, мы никаких дополнительных источников не рассматриваем. Альтернативой является, как вы знаете, повышение ставок взносов во внебюджетные фонды. Мы тоже с вами этот вопрос постоянно обсуждали. Вы приняли буквально на днях решение о том, чтобы мы ставку в Пенсионный фонд зафиксировали 22%, это консолидированное мнение, имея в виду, что мы просто подрубим всю экономику и все возможности, для того чтобы вообще выплачивать пенсию.
Что касается продолжительности жизни на пенсии. Да, действительно есть разные показатели. Правда, во Франции для мужчин где-то 22 года этот возраст составляет. Но я прошу не забывать о том, что во Франции, кроме того, что платят работодатели, граждане платят еще 10-12% страховых взносов, поэтому пенсия может быть больше. Мы сохраняем пока ту конструкцию, при которой люди не уплачивают у нас страховые взносы сами. Заработок пока у нас не дотягивает до заработка Франции, но это цель, к которой мы стремимся. Поэтому мы должны балансировать пенсионную систему как раз к 2030 году. Спасибо.