Николай Рыжак и Валерий Гартунг об усилении парламентского контроля над деятельностью госкомпаний
см. также ↓18 июля Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона № 1018134-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" (об усилении парламентского контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Николай Рыжак и Валерий Гартунг.
Николай Рыжак:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Мы, видимо, сегодня обсуждаем не просто вопрос чисто хозяйственных отношений, мы поднимаем глубоко политический вопрос. И спасибо Валерию Федоровичу (Рашкин, депутат фракции КПРФ – Прим. ред.) за эту инициативу.
Дело в том, что, видимо, ещё очень долгим и тернистым будет наш путь к подлинной демократии, потому что право парламента использовать этот важнейший инструментарий является настоящим индексом, показателем развития демократических процессов в стране.
Я бы не только ограничился конкретным вопросом – контролем парламентским за деятельностью госкорпораций, мы должны распространить и внести изменения в основной закон "О парламентском контроле", мы должны контролировать всю сферу общественных отношений, без исключений. Это действительно будет индекс и показатель.
Мы как-то боимся прикоснуться к тому, что может как-то вызвать обратную реакцию. Недавно на одном из профильных комитетов мы обсуждали вопрос об осуществлении парламентского расследования по фактам трагических событий в Кемерово, в частности, в "Зимней вишне" и оказалось, что Юрий Петрович Синельщиков и я были единственные, кто отстаивал необходимость воспользоваться этим инструментарием. Казалось бы, общественный резонанс предопределяет необходимость нашего влияния на этот процесс. Ведь что получается, если мы работаем, нам аргументы выставляли: вы будете мешать работе Следственного комитета. Да мы что не понимаем? Мы сами выходцы из правоохранительной сферы, мы разве не понимаем рамок допустимого вмешательства или, может быть, оказания эффективной помощи? Да, мы заинтересованы в том, чтобы каждая версия, каждая причинная связь была исследована. Если мы будем проводить подобные парламентские расследования, мы будем повышать самосознание наших граждан, их активную гражданскую позицию будем повышать, потому что мы будем привлекать как раз те общественные слои, тех активных граждан нашего государства, которым будет интересно принять участие в этом расследовании. Сообщить не только известные им факты, но, может быть, и другие, которые будут, были как раз условиями совершения или недопущения того или иного происшествия, это же очень важно.
Когда люди чувствуют свою сопричастность ко всему тому, что творится в государстве в плохих ли, в героических делах, в трагических каких-то поступках, то они чувствуют, что они граждане государства, этим мы воспитываем и поднимаем роль людей до определенного уровня. Когда же мы уходим от этой возможности, то люди говорят: ну и плывите своим кораблем, как хотите без ветрил и без направлений.
Счётная палата. С ней не все считаются, она действительно делает правильные выводы, но они годами не реализованы. Есть такая информация, что Счётную палату не всегда допускают к святая святых – к деятельности корпораций.
Второй момент. Наши госкорпорации все больше вовлекаются в мероприятия, которые затрагивают международные отношения в совместных каких-то проектах, от которых зависит авторитет нашего государства. Вы что думаете, мы контролируем эту деятельность? Зачастую многие акции, в том числе, крупные международные проекты, реализуются не только с помощью наших государственных институтов, а так как раз инвесторы зарубежные. Как там осуществляются эти межбюджетные отношения, что там за кадры появляются и как они ведут, всегда ли они соответствуют нашей государственной линии, это же тоже предмет нашей заботы. И кадровая политика должна под нашим контролем быть.
Взять деятельность правоохранительной сферы и спецслужб. Разве мы контролируем по-настоящему, что там творится? Да, есть ведомственный контроль, но мы разновидность государственного контроля. И, если, допустим, есть какие-то коллизии в кадровом отношении сотрудника, который не согласен, допустим, с поведением руководства вышестоящего с действиями в отношении этого конкретного сотрудника, к кому ему обращаться? Обращаться по служебной линии? Это напрочь себе карьеру испортить.
Я думаю, что мы должны вернуться и сформировать действительно мощные в масштабах комитетов наши структуры, которые бы через свои аппараты, компетентных сотрудников осуществляли контроль во всех сферах наших институтов власти, во всех сферах. Не должно быть сфер, которые бы не подпадали под влияние парламентского контроля. Всё должно быть под парламентским контролем. Другое дело, что и сам он должен нести ответственность.
Вы помните трагическую фигуру Шелепина, был такой "железный Шурик", Александр Николаевич. Да, ему поручили вести и парламентский контроль, и контроль за деятельностью спецслужб. И эта непропорциональность его действий, возвеличивание конкретного человека, в общем-то, послужили ему службу. Поэтому я всегда говорю: что гармонизация деятельности разумный баланс деятельности всех ветвей власти. Если мы будем просто следовать за тем, что делает исполнительная власть, мы никогда не получим того авторитета и того действенного механизма, мы всегда будем, как прислуживающая организация.
Во всех действительно развитых парламентских державах, государствах, парламенты имеют все необходимые полномочия для реализации всех необходимых задач. Взять Соединённые Штаты. Есть у нас много претензий, но институты их комитетов по разведке функционируют и имеют право контролировать все операции ЦРУ за рубежом и других спецслужб, особенно, если эти операции затрагивают интересы безопасности государства и могут нанести ему серьёзный ущерб, а вот этого мы не должны допустить. Надо всё лучшее брать и развивать институты парламентского контроля.
Спасибо вам, Валерий Фёдорович, за эту инициативу. Благодарю за внимание.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Наша фракция поддерживает этот законопроект, и вот почему. Да, действительно очень важен парламентский контроль, но очень важны ещё и процедуры, которыми он осуществляется. Закон как раз об этом. Я сейчас хотел вернуться к деталям этого закона. Да, есть справедливое замечание к авторам и к этому закону, что на самом деле статья 15 закона "О Счётной палате", она урегулировала этот вопрос. И здесь комитет абсолютно прав. В то же время у нас есть процедуры по контролю, и я, когда задал вопрос представителю комитета, получит ответ, что у нас они осуществляются за деятельностью госкорпораций, которые созданы по федеральному закону. Но за пределами этого контроля остаются госкомпании, вернее компании с государственным участием. И очень часто это участие менее 50 %. И как раз вот закон, который внёс Валерий Фёдорович, он как раз об этом.
Другое дело, что вопрос возникает, с какого момента контролировать компании, с 30% или всё-таки с 25? Я считаю, что нужно ко второму чтению это обсудить и сделать отметку, начинать контролировать компании с 25%. Почему именно с 25%? В декабре прошлого года Государственная Дума приняла закон, где вывела из-под госконтроля сделки между взаимозависимыми лицами. А взаимозависимыми считаются компании от 25 % плюс одна акция. Получается, что мы с одной стороны уже вывели их из-под госконтроля. И поэтому, чтобы наладить парламентский контроль, мы должны распространить на эти компании процедуру парламентского контроля. Наверное, я бы это замечание сделал, что планку эту нужно опустить до 25%. В целом наша фракция поддерживает этот закон. И призывает все партии также поступить и поддержать по нашему примеру.
Спасибо.