Александр Ремезков о последствиях принятия законопроекта о наделении налоговых органов дополнительными полномочиями
см. также ↓Государственная Дума РФ приняла правительственный законопроект № 96436-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которым налоговые органы наделяются полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике. Какими могут быть последствия этих изменений в законодательстве, и почему их не поддержала фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассказал первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков:
Законопроект находился на рассмотрении в парламенте почти год. С самого начала, еще в июле 2017-го мы говорили: не нужно руками аудиторов вытаскивать из предпринимателей всю необходимую для налоговых проверок информацию и документы. Достаточно просто провести четкое разделение обязанностей: аудиторы подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а налоговые органы проверяют полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Мы предупреждали: если закон будет принят в таком виде, то российский бизнес потеряет доверие к аудиторам как в части соблюдения аудиторской тайны, так и в части обоснованности аудиторского заключения.
Такое экспертное мнение высказывали не только депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но и общественные объединения бизнеса (РСПП и ТПП), и профессиональное сообщество аудиторов. Причем заключение саморегулируемой организации аудиторов практически полностью совпадало с заключением нашего Комитета по бюджету и налогам.
По-хорошему, надо было законопроект полностью переписывать. Но тогда договорились внести существенные поправки ко второму чтению. К сожалению, ничего подобного не было сделано – 90% высказанных профильным Комитетом Госдумы РФ замечаний не были учтены, а указанные профессионалами недостатки не устранены.
Нормальным такой законотворческий процесс никак не назовешь. А самое главное, все противоречия и "подводные камни" законопроекта остались без изменений.
Например, все так же даются основания для истребования налоговыми органами у аудиторов практически неограниченного круга документов. Не предусмотрено никакой ответственности должностных лиц, получивших доступ к информации и документам, за разглашение или использование данных, которые составляют аудиторскую тайну. По сути, изменения, внесенные в Налоговый Кодекс РФ, противоречат положениям статьи 9 федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Совершенно непонятно, почему вводится право истребования информации только у аудиторов, а не у других лиц, которые могут обладать сведениями, требуемыми для налоговой проверки, но не предоставлены налогоплательщиком? Например, оценщики и лица, которые ведут бухучет на аутсорсинге, в силу закона №15-ФЗ стоят на особом учете, поскольку могут обладать информацией, необходимой для выявления и предотвращения незаконной легализации средств.
Похоже, не всегда обоснованно ссылаясь на договоренности международного обмена налоговой информацией, Правительство РФ решило удовлетворить потребности российских налоговых органов и обеспечить их доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.
Очевидно, что это просто уничтожит в России рынок аудита, основой которого является конфиденциальность.
Конечно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не могла поддержать принятие такого закона, который загоняет российский бизнес "в тень".
В результате таких изменений в законодательстве предприниматели, в лучшем случае, начнут заключать договоры не с аудиторскими, а с консалтинговыми фирмами, которые не обязаны делать все то, что теперь вменяют аудиторам. В худшем – вообще перейдут на "серые схемы". Ни экономике, ни казне от этого легче не станет.