Валерий Гартунг о порядке отмены постановления о прекращении уголовного дела
см. также ↓10 июля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 452608-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра юстиции Российской Федерации Юрий Любимов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Валерий Гартунг:
Уважаемый Юрий Сергеевич, мы понимаем, что неспроста Конституционный Суд принимал решение, видимо, эта проблема была достаточно массовая. Но даже когда было вынесено решение Конституционного Суда, уже после этого были случаи многократной отмены прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, и этот срок, больше года, он присутствовал.
Есть ли у вас такая статистика? И ведь это же работники прокуратуры делали. Ведь какая реакция Генеральной прокуратуры по этому поводу?
Дело в том, что ведь это же очевидное нарушение. Если даже при наличии решения Конституционного Суда, тем не менее, эта практика продолжалась, и вы вынуждены вносить поправки в закон, хотя, мне кажется, судьи прокуратуры могли бы руководствоваться решением суда. Спасибо.
Юрий Любимов:
Спасибо большое, уважаемый Валерий Карлович, за ваш вопрос, мне кажется, он очень правильный.
Во-первых, у нас закон уголовно-процессуальный, который облегчает положение гражданина, он имеет обратную силу. Поэтому я думаю, что эта практика незаконная, которую вы совершенно справедливо указали. Могут быть эти решения отменены уже на основании состоявшегося решения, на основании этого вновь принятого закона.
Если там что-то нужно в тексте подкорректировать в этой части, может быть, специально предусмотреть норму по тем гражданам, которые попали в этот период между решением и принятием закона, то мы готовы в этой части доработать. Совершенно справедливое замечание.
Спасибо.
Выступление от фракции:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Наша фракция, естественно, поддерживает принятие этого закона. Более того, мы бы хотели, чтобы правоприменительная практика, которая сейчас применяется, практика многократной отмены оправдательных решений фактически лишает гражданина права на реабилитацию, была проанализирована Минюстом. И, может быть, даже к тем прокурорам, которые принимали такого рода решения многократно, возвращаясь к уголовному преследованию гражданина, их действиям должна быть дана правовая оценка. Вот этого хотелось бы. Но и, естественно, возникает вопрос. Почему за период, с 24 ноября, когда состоялось решение Конституционного Суда до нынешнего времени, когда мы в первом чтении рассматриваем закон, за это время эта практика многократно продолжалась? И никакой реакции Генеральной прокуратуры по этому поводу нет. Я задавал вопрос: есть ли у вас статистика, и какая реакция Генеральной прокуратуры? К сожалению, я не услышал ответа.
Мне бы хотелось, чтобы при обсуждении этого закона ко второму чтению мы бы такую статистику получили, и хотелось бы понимать, какова правоприменительная практика, и как Генеральная прокуратура на это отреагировала.
Естественно, мы поддержим закон и призываем всех последовать нашему примеру. Спасибо.