На пленарном заседании Госдумы были рассмотрены два законопроекта в сфере налогообложения нефтедобычи. Один из них внесен федеральным Правительством, второй нефтедобывающим субъектом федерации. О сути предлагаемых изменений в налоговом законодательстве рассказал первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
Эти альтернативные, на первый взгляд, законопроекты, направлены на достижение одной и той же цели разными способами.
Авторы законопроектов уверяют, что предложенные ими изменения в законодательстве позволят увеличить коэффициент извлечения нефти из существующих месторождений, простимулируют нефтедобывающие компании применять новые технологии и разрабатывать труднодоступные месторождения.
Нынешний НДПИ позволяет нефтяным компаниям даже не задумываться о повышении эффективности нефтедобычи. И такое положение дел, конечно, надо менять. Вопрос лишь, каким образом это делать?
Правительство России предлагает ввести для нефтяников налог на добавленный доход (НДД) – 50% с выручки от продажи нефтепродуктов за вычетом эксплуатационных затрат, капитальных вложений, транспортных расходов.
Новый налог взимается не с объема добытой нефти, как это происходит сейчас с НДПИ, а с финансового результата от продажи нефти.
Это позволяет очень существенно снизить налоговую нагрузку компаний на начальном и заключительном этапах разработки месторождений. А на пике добычи с того или иного месторождения налоговая нагрузка будет достигать максимальных значений. Кроме того, предлагается применять понижающий коэффициент к ставке НДПИ от 40% до 100% в зависимости от срока эксплуатации месторождений. Все эти налоговые преференции должны приучить нефтедобытчиков бережно относиться к природным богатствам, вырабатывать открытые месторождения до конца, не бросать после того как "сняты сливки".
Ханты-Мансийский автономный округ своей законодательной инициативой предлагает ввести для нефтяных компаний налог на финансовый результат (НФР). Объектом налогообложения должна стать прибыль только от реализации добытой нефти. Этот налог, по мнению авторов законопроекта, должен полностью заменить НДПИ. А распределять его отчисления по уровням бюджета предлагается следующим образом: 48% в федеральный бюджет, 12% в региональный.
Собственно, в этом и есть главное отличие от НДД, который по задумке Правительства России должен действовать одновременно с НДПИ и полностью зачисляться в федеральный бюджет.
По большому счёту, НДД является скорректированным НДПИ. Разница лишь в том, что порядок его расчета, на наш взгляд, не вполне прозрачен. Нечеткая формула расчета налоговой базы, множество вспомогательных коэффициентов все это оставляет лазейки для не вполне честной "оптимизации налогообложения" нефтедобывающих компаний.
К тому же, концентрируясь на добыче нефти, Правительство России забывает про нефтепереработку, которая и так испытывает трудности после проведения налоговых манёвров. Не учитываются интересы регионов, где бюджетообразующей является именно нефтеперерабатывающая отрасль. И это при том, что глава государства поставил задачу активно замещать экспорт сырой нефти экспортом нефтепродуктов.
"Бюджетный эффект" для субъектов РФ не до конца просчитан как в случае с НДД, так и в случае с НФР. Правительство заявляет, что в результате эксперимента с НДД потери будут только у федерального бюджета. Но это не вполне так. Нет комплексных расчетов по совокупному влиянию НДД и КГН на бюджеты субъектов РФ, ведь участники консолидированных групп налогоплательщиков и нефтедобывающие компании, участвующие в эксперименте по НДД, это одни и теми же компании.
Учитывая все это риски по минимизации налоговой базы со стороны нефтяников, риски негативного влияния КГН, НДД и НФР на разные уровни бюджетной системы РФ, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосовала за данные законопроекты в первом чтении.