Идеи возрождения единого образовательного пространства страны заслуживают всяческой поддержки
Сергей Миронов, 29 марта 2018
см. также ↓Споры, разгоревшиеся вокруг проекта Стандарта основного общего образования, оставляют странное впечатление. Наша партия много раз говорила о необходимости восстановления единого образовательного пространства страны. Базовое школьное образование ребенка не должно зависеть от того, в каком регионе он учится, живет он на селе, в небольшом городе или областном центре, от социального статуса и доходов его семьи, от того, способны ли родители найти и оплатить услуги дорогостоящих репетиторов для подготовки к ЕГЭ. В этом и состоит принцип социальной справедливости: равенство изначальных возможностей учащихся. Восстановление единого пространства страны – это как раз то, чего много лет добиваются родительская общественность, многочисленные педагоги различных регионов. И на этом фоне странно выглядят выступления московских учителей, работающих в совсем других условиях...
Усилия министра Ольги Васильевой в значительной мере соответствуют поставленной цели. Предложенные единые программы определяют содержание каждого учебного предмета по годам обучения, что позволит обучающимся легко встраиваться в учебный процесс при смене школы или региона проживания. Почему же эти благие намерения вызвали такое противодействие? Потому что впервые за время реформ образования Министерство попыталось вернуться к ключевому вопросу: содержанию образования.
Вместо неопределенных "рамочных" требований вроде "уметь считать" давно пора задуматься: до скольких и зачем? Раз-два-много или до 100? Именно содержание образования определяет возможность образовательной системы страны обеспечить выполнение задач, о которых говорил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию: построение современной инновационной экономики, создание высокотехнологичных рабочих мест, выход российской науки на передовые рубежи по прорывным направлениям, обеспечение технологической независимости и обороноспособности страны.
Да, стандарты несовершенны. Но ключевой проблемой является не абсолютно здравая идея закрепления изучаемых на уроках литературы произведений по классам в соответствии с возрастом учащихся и их способностью осознать обсуждаемые проблемы. Это лишь отвлекает от других проблем. Например, заложенная разделением ЕГЭ по математике на базовый и профильный сегрегация детей. Углубленная программа перегружена, её полное усвоение недоступно среднему ученику, а качественное преподавание этой программы не под силу многим учителям в регионах. Базовая, напротив, слишком упрощена.
Родители и дети поставлены перед выбором, который для многих означает потерю возможности продолжения обучения по специальностям, связанным с математикой. И за счет кого нам готовить кадры для экономики регионов, в которые не вернутся выпускники, уехавшие учиться в столичные вузы? Вот эту узаконенную сегрегацию в образовании, порожденную ЕГЭ, надо критиковать. А вот идеи возрождения единого образовательного пространства страны и обсуждения именно содержания образования заслуживают всяческой поддержки. Что касается стандартов их действительно надо обсуждать и совершенствовать. И сырыми они как раз являются потому, что за два десятилетия либеральных реформ образования Министерство всерьез не занималось содержанием обучения. А давно пора бы!