15 февраля Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 436400-6 "О внесении изменений в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (о недопустимости выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации в случае, если они осуждены вступившим в законную силу приговором суда за совершение на территории РФ или за ее пределами умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, либо имеют вследствие этого непогашенную или неснятую судимость). С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил один из его авторов Олег Нилов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Николай Рыжак.
Олег Нилов:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Представленный законопроект был внесён в Государственную Думу в октябре 2013 года. Больше четырёх лет потребовалось, чтобы мы приступили к его рассмотрению. Но я уверен, что актуальность никак не исчезла, к сожалению. Касается эта инициатива концепции закона ужесточение требований к иностранным гражданам, к людям без гражданства, прибывающим, в основном, на территорию России в безвизовом порядке и совершающим здесь умышленные преступления.
На сегодняшний день в действующем законе 115-ФЗ есть такие требования о ликвидации ранее выданных разрешений на жительство, работу, пребывание в России для преступников, которые совершили или имеют неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но я предлагаю идти дальше, уважаемые коллеги, потому что перечень таких преступлений, на мой взгляд, недостаточен для того, чтобы менять криминогенную ситуацию в этой среде серьёзными, значительными мерами и действительно добиваться уменьшения количества, а самое главное, опасности для общества этих преступлений. Я не буду много говорить, но какие-то статистические данные хотел бы привести.
За 2017 год выдано 134 тыс. разрешений на работу, миллион, полтора миллиона патентов, 270 разрешений на временное проживание, 168 видов на жительство. Миллионные цифры.
Сегодня мы почему-то, я считаю, выдаем такие разрешения, виды на жительство преступникам, которые совершили умышленные преступления, в том числе, на территории России, осуждены, но по действующему законодательству не считаются такими тяжкими и особо тяжкими преступниками. Какие это преступления, уважаемы коллеги? Да это все, в том числе, и грабежи, разбои, кражи, изнасилования, угроза убийством, тяжкий вред здоровью все эти преступления, если они идут по части первой или второй и не являются преступлениями, а я напомню, что тяжкие преступления, особо тяжкие это статья 15 УК, если срок наказания от 5 до 10 лет и выше. То есть, если преступник совершает умышленные, такие как я перечислил, страшнейшие, насильственные преступления, но получает 3-4 года, значит, пожалуйста, живите дальше и работайте, и легализуйтесь, и получайте вид на жительство.
Я задаю вопрос. А почему такое либеральное отношение к преступникам, умышленно совершавшим уголовные преступления? Но я бы пошел и дальше, пока я предлагаю остановиться только на уголовных преступлениях, а ведь есть административные преступления, правонарушения. Например, управление автомобилем в алкогольном состоянии, наркотическом состоянии, я уже не говорю об употреблении наркотиков, это у нас даже знаете, административка такая легкая. Фальсификация документов, товаров различных это очень частые преступления в этой среде, проституция, тоже административные такие шалости.
Всю эту категорию лиц, совершающих умышленные преступления, я предлагаю поставить вне закона, и вне возможности пребывания в Российской Федерации с любой целью. Для примера, уважаемые коллеги, есть, уже я один раз приводил пример, Арабские Эмираты, там на каждого гражданина восемь мигрантов. Никакой преступности, никаких проблем нет. Почему? Да потому что там за вопрос "Как пройти в библиотеку?" в три часа ночи не только вылетает автоматом из страны этот трудовой мигрант, он ещё и срок получит. Причём, даже не только мигрант, может и турист получить вот такую ответственность. Вот такие жёсткие законы, которые направлены на то, чтобы защитить собственных граждан, собственную страну от преступности, от беспредела, который заполоняет, действительно, особенно крупные города России.
В Канаде по действующему законодательству, если лицо без гражданства, мигрант попадает в какую-то ситуацию, где ещё неясно, кто кого первый ударил, тоже без всякого разбирательства, даже если он отвечал и участвовал, защищая себя или кого-то в драке, моментальная депортация.
Уважаемые коллеги, я готов дискутировать по тому, какие виды преступлений можно и нужно включить в качестве увеличения вот той очень, я считаю, ограниченной категории преступников, ещё раз напомню, только совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, но считаю, что за четыре прошедших года ситуация не изменилась кардинально, а её мы обязаны менять. Особенно это касается столицы, крупных городов.
Я хотел привести пример для Вячеслава Викторовича (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.). Саратовская область, 2017 год, преступления, совершаемые иностранцами и лицами без гражданства, сбыт наркотиков выросли в четыре раза. Число тяжких преступлений со смертельным исходом увеличилось вдвое, а общее количество более чем на 30%. Продолжается рост, в том числе и в регионах Российской Федерации, преступлений, совершаемых мигрантами. Спасибо.
Николай Рыжак:
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Мне представляется, что мы как представители законодательного органа должны внимательно и в опережающем смысле реагировать на элементы политической и оперативной обстановки в мире. Если мы не будем действовать опережающим способом, то мы всегда, как Олег Анатольевич сказал, четыре года он уже пытается выходить с инициативой по данному закону, мы теряем не только темп, мы не успеваем реагировать на те вызовы и угрозы. Вот ссылается на статью 25 Уголовного кодекса, где там общественная опасность, но мы говорим и упускаем один момент, что везде присутствует субъективная сторона преступления средней тяжести. То есть человек сознательно совершает преступление, и мы именно вот этой категории людей делаем заслон, что совершенно справедливо.
Но я опять-таки начну с того, с чего начинал. Мы смотрим, как изменяется ситуация в мире, как угроза терроризма становится всё явственнее, и её прогноз, он, в общем-то, не даёт никаких сомнений в том, что мы уже сталкиваемся с этими явлениями, в этой категории присутствует очень много людей, которые будут являться тем потенциалом, который будут использовать наши противники. Мы должны готовить превентивные меры не тогда, когда уже, в общем-то, враг будет на территории нашего государства.
Я, когда задавал вопрос о полиции нравственности, так я вам говорю, что во всех цивилизованных государствах есть полиция, которая даже если вы нравственные устои каким-то образом подтачиваете, не соблюдаете, к вам уже применяются совершенно нужные, целесообразные меры, и гражданин выдворяется с территории государства. То есть там даже вы кошку обижаете, и то за вами следят, не говоря уже о каких-то других, более серьёзных аргументах.
Госпожа Меркель чем расплачивается сейчас? Политической своей карьерой, за то, что она допустила такой свободный наплыв эмигрантов, где, казалось бы, авторитет власти, экономика, даже такой политический тяжеловес как она испытывает на себе это давление. А мы у себя в стране не можем выстроить надёжный заслон со всех сторон.
Мне кажется, что эта мера совершенно оправданная. Я думаю, конечно, то, что Виктор Петрович Водолацкий (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) предлагает, Олег Анатольевич, конечно, надо подхватить эту идею, надо действовать совместно. И это хорошо, что комитет по делам СНГ тоже чувствует эту опасность.
К сожалению, я вынужден несколько слов высказать в адрес профильного комитета. Мы уже неоднократно сталкиваемся с его позицией, которая все прогрессивные начинания, особенно упреждающего характера, всячески блокирует. Давайте-ка проведём какой-то заинтересованный разговор и начнём всё-таки находить вот эти точки соприкосновения, чтобы выходить с единых позиций.
Я ещё раз повторяю, что очень важно действовать на опережение, учитывать конкретную политическую обстановку. И в наш адрес тоже критика. Мы должны были с вами, Олег Анатольевич, в общем-то, поработать и эту статистику поднять, каков процент преступлений, совершаемый этой категорией граждан, и представить уважаемой палате, и поработать с комитетами, и выслушать мнения наших силовых структур по этому вопросу.
Вы помните, мы заслушивали Владимира Александровича Колокольцева, он говорил, что есть рост преступлений. Особенно среди этой категории иностранных граждан, значит, служба высказывает озабоченность, значит, есть проблема, на неё надо реагировать. И реагировать, я ещё раз говорю, превентивным образом, ни в коем случае не тогда, когда мы уже в хвосте событий, извините за неприемлемый сленг.
Мне кажется, надо поддержать эту концепцию или выработать другой какой-то подход совместно с комитетом по делам СНГ, но решать эту проблему необходимо, это совершенно оправдано.
Благодарю за внимание.
Заключительное слово Олега Нилова:
Я благодарю всех коллег за обсуждение и уверен, что в следующий раз мы вернёмся к этой теме точно раньше, чем через четыре года.
Что хотел бы добавить ещё, уважаемые коллеги? Преступники, совершившие опасные преступления, в том числе грабежи, кражи, изнасилования, распространение наркотиков в некрупных объемах, никогда не получат визу в Россию. Почему аналогичные преступники из безвизовых стран легко, свободно должны перемещаться, как тут пекутся мои оппоненты, осуществлять деятельность, обзаводиться семьей и так далее? Зачем мы ставим их интересы выше интересов наших граждан, объясните, мне, пожалуйста? Если ты законопослушный не гражданин России, добро пожаловать, хочешь работать по закону, приносить пользу семье, стране своей и России, пожалуйста, но, если ты преступник и совершаешь циничные наглые преступления, но они не оценены судом больше пяти лет, значит будем его защищать, вот я про что говорю.
Принятый сегодня закон очень несовершенен. Он говорит только о том, с какого срока, с пяти лет в данном случае, значит, накладывать эти ограничения по пребыванию в России. А я говорю, давайте посмотрим не по сроку, а по тяжести и опасности этих преступлений для российских, прежде всего, граждан и нашего общества, вот о чем суть законопроекта, прошу поддержать. Спасибо.