О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Нилов и Валерий Гартунг о введении в УК РФ понятия незаконного обогащения

17 января 2018

 см. также ↓

17 января Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 157763-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции". С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил Олег Нилов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг.

Олег Нилов:

Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Сегодня в очередной раз мы хотим поблагодарить Думу, Совет Думы за ту возможность, которая была предоставлена, в том числе по нашей инициативе и инициативе других коллег из оппозиционных партий, о том, чтобы приоритетные законопроекты фракций рассматривались в числе первоочередных. Именно поэтому законопроекты, которые, возможно, лежали годами, как с похожим законопроектом фракции КПРФ, имеют возможность быть рассмотренными.

Сегодня, мы рассматриваем наиважнейший закон, который уже не раз предлагали и другие оппозиционные фракции. Он касается распространения юрисдикции Российской Федерации в отношении деяний, предусмотренных статьей 20 Конвенции ООН и касающихся незаконного обогащения должностных лиц. Это принципиальный вопрос, о котором мы много раз говорили, и я считаю, что настало время принятия этих мер, введения этого состава в Уголовный кодекс. Таким образом, мы сможем полностью завершить процесс ратификации. Много споров идет о том, ратифицировала Россия Конвенцию или нет. Да, можно говорить, что ратифицировала, но имплементации в законодательство нет. Мы предлагаем это сделать. Это ключевое содержание идеи законопроекта.

На сегодняшний день теми законами, теми многочисленными поправками, которые мы здесь делали, определенные шаги осуществлены, но сегодня за незаконное обогащение, а таковым является значительное расхождение между задекларированными доходами в соответствующих декларациях, и тем, что самом деле выявляется в качестве активов должностных лиц, наступает такая легкая ответственность.

По закону 230 ФЗ, нарушитель (он не преступник, а правонарушитель) в крайнем случае будет уволен. В том случае, если он не сможет доказать законность происхождения этих серьезных разночтений, может наступить и более жесткая ответственность – материальная ответственность в виде лишения этой собственности. На сегодняшний день это всё.

Мы предлагаем идти дальше, считать это не правонарушением, а преступлением. Речь идет о значительном превышении стоимости активов, задекларированных в соответствии с требованием закона.

Определяем, что значительным превышением является превышение до 5 миллионов, сверх 5 миллионов. Вводим разные статьи ответственности в соответствии как раз с этими размерами. Есть следующая градация – 10 и 20 миллионов – крупный и особо крупный размер. Соответственно, разная степень ответственности, разные штрафы и разные сроки лишения свободы. Сразу скажу, от двух до семи лет – вот что грозит по нашему предложению тем должностным лицам, которые не внемлют требованиям этого закона. Итак, законные доходы – всё, что задекларировано.

Какие ещё новации? В декларациях сегодня мы считаем, конечно, есть серьёзная недоработка. Не буду говорить, что это сознательно, но, наверное, начали с какого-то ограниченного перечня имущества, которое требуется задекларировать, но забыли про ценности, драгоценности, антиквариат, живопись. И получается, коллеги, как-то действительно неловко. У некоторых должностных лиц и квартиры нет, и машины нет, и гаража нет, ничего нет, но он годами работает, неплохо работает, даже по декларации зарабатывает неплохо, а имущества никакого нет. Поэтому мы предлагаем всё, что свыше пяти миллионов, обязать задекларировать. Таким образом, не будет коллекций часов, ручек, драгоценностей, которые потом обнаруживаются, но в декларации их не требовалось вносить. Это ещё одна новация.

И есть предложение, которое много раз мы слышали на разных общественных суждениях, "круглых столах" – обязать декларировать имущество совершеннолетних детей. Это сегодня мы предлагаем также вменить в обязанность должностным лицам.

Также мы предлагаем распространить возможность контроля за декларациями о доходах и расходах на органы прокуратуры. Сегодня они этим занимаются, если поступают соответствующие обращения от уже созданных специальных контрольных структур. Но у прокуратуры, Генерального прокурора и прокуроров такого контроля пока не было, мы его предлагаем ввести. И распространить вышеперечисленные требования на должностных лиц, которые уволились, ушли на заслуженный отдых. В течение трех лет, по нашему законопроекту, они будут обязаны соответствовать этим требованиям.

Поэтому, уважаемые коллеги, я прошу поддержать.

Валерий Гартунг:

Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Во-первых, чрезвычайно важный законопроект мы сегодня рассматриваем. Я только скажу, о чем идет речь. Масштабы коррупции, которая сегодня поразила российскую экономику, сегодня космические. Фактически это, на мой взгляд, основная причина того, что государство последовательно, из года в год, не выполняет социальные обязательства перед гражданами.

Напомню, в этом зале были приняты решения, может быть, где-то и вынужденные, о том, чтобы не индексировать заработную плату бюджетникам, не индексировать пенсии, запретить индексацию пенсии работающим пенсионерам, ограничить индексацию пенсии военным пенсионерам, отказать сельским пенсионерам в ежемесячной доплате к пенсии, тем, кто прожил и проработал в деревне более 30 лет и так далее. То есть очень много приходится принимать вынужденных решений из-за того, что коррупция высасывает из экономики страны триллионы рублей. Одни только госзакупки показывают, что мы теряем триллионы рублей.

Теперь по сути предложенного законопроекта.

Во-первых, сразу хочу сказать, что сегодня правоприменительная практика такова, что уже есть решения судов об изъятии в пользу государства имущества, законность происхождения которого не нашла подтверждения в суде. Это судебная процедура.

Мы эту процедуру не меняем, мы предлагаем только упростить работу. Смотрите, по тому же полковнику Захарченко, где миллиарды рублей имущества изъято в пользу государства. Но, чтобы ему предъявить уголовное преступление, нужно доказать, что он что-то совершил. Мы же предлагаем сам факт незаконного обогащения признать уголовным преступлением, и тогда никакого дополнительного доказывания не нужно. Это первое.

Второе, о чём хотелось бы сказать, и это очень важно. Мы расширяем вид имущества, на которое распространяется эта статья и которое будет учитываться в объёме всего имущества, происхождение которого нужно доказывать. Не только недвижимое или движимое имущество, но и более расширенный список.

Следующее. Мы даём возможность самостоятельно проводить проверку. Сейчас ведь как происходит? Сейчас специальный орган проводит проверку имущества, а потом по результатам направляет в Генпрокуратуру представление. Мы предлагаем Генпрокуратуре самостоятельное такое право дать.

Дальше. Ещё одна новация. Очень часто, когда чиновники уходят с государственной службы, они вдруг становятся крупными бизнесменами, откуда-то у них имущество возникает на десятки миллионов и даже сотни миллионов долларов. Мы предлагаем в течение трёх лет проверять доходы этого гражданина. Как минимум, три года он не сможет воспользоваться незаконно нажитым имуществом.

Следующая новация в этом законопроекте. Ведь что такое право собственности? Это право пользования, распоряжения и владения. Так вот, мы одну из частей этого права пользования – владение, тоже вводим в законопроект. То есть сегодня чиновники, ссылаясь на то, что это не их имущество, могут пользоваться этим имуществом – имуществом третьих лиц, вести роскошный образ жизни, практически ни от кого не скрываясь. Спрашивается, откуда у государственного служащего, человека, который всю жизнь провёл на государственной службе и никогда не смог бы накопить на частный самолёт, вдруг летает таким самолётом, пользуется роскошными яхтами, виллами и так далее. Мы эту лазейку перекрываем.

И хочу сказать, что этого ждут от нас граждане. Они ждут ответа на вопросы о том, что же сделает Государственная Дума для того, чтобы пресечь это беззаконие, и в конце концов не дать возможности коррупционерам использовать это имущество. Данный законопроект отвечает на эти вопросы.

Безусловно, одна голова – хорошо, а две – лучше, а 450 голов – еще лучше, если поработать над этим законопроектом. Нет предела совершенству. Во втором чтении можно доработать любую из этих статей.

Напоминаю, что сейчас в этом направлении есть поручение Президента, которое отрабатывается и в Правительстве, и в Государственной Думе, но я уже говорил с этой трибуны, коллеги, а зачем мы перекладываем свою работу на Президента страны? Тогда, может быть, нас не надо здесь держать? Может тогда, если Президент вынужден принимать все решения сам, нас надо разогнать?

Поэтому, коллеги, я призываю, есть поручение Президента, мы должны свою работу сделать, и сегодняшний законопроект – это как раз очень удобный случай доработать то законодательство, которое сегодня позволяет коррупционерам жить на широкую ногу. И упростить процедуру изъятия незаконно нажитого имущества в доход государства, и ввести отдельный вид уголовного преступления – незаконно нажитое имущество.

Мы считаем, что наступило время для принятия таких решений, и просим вас поддержать. Все нюансы, о которых сегодня было сказано, и среди которых есть и справедливые замечания, я думаю, можно доработать во втором чтении.

Самое главное, я хочу сказать, что правоприменительная практика по контролю за доходами государственных служащих у нас уже сложилась, кто не знает ее, может зайти в интернет и посмотреть, эти данные имеются. Вот только практика показывает, что привлечь к уголовной ответственности, когда чиновник фактически уличен в преступных доходах, мы не можем. Этот законопроект позволяет нам привлечь чиновника к уголовной ответственности, даже если он не уличён в каких-то других отдельных деяниях, направленных на обогащение.

Спасибо, предлагаю поддержать этот законопроект и в дальнейшем во втором чтении вместе над ним поработать. Спасибо.

Заключительное слово Олега Нилова:

Хотелось бы поблагодарить коллег за обсуждение, надеюсь во втором чтении, после принятия, либо в следующий раз, при обсуждении альтернативного законопроекта, мы продолжим эти споры.

Конечно, я не могу согласиться, например, с коллегой Грибовым (депутат фракции "Единая Россия" – Прим ред.), который говорит, что в 2006 году ратификация произошла в полном объёме. Только что Сергей Михайлович Миронов дал справку, он был спикером Совета Федерации и точно помнит о том, что ратифицировались именно в таком объёме: с 1 по 19 статьи, с 21 и дальше, за исключением 20 статьи, так было в 2006 году. Что произошло и когда? Давайте уточним, пусть нас рассудят журналисты и общественность по этому факту. По факту того, что нет уголовной статьи, уголовной ответственности в перечисленных там скандинавских, европейских странах за незаконное обогащение, это опять-таки неправда, мягко говоря, это лукавство, там есть эта статья.

Признавая то, что коррупция является не просто угрозой государству и обществу, мы тут изображаем какую-то заботу о принципах, о демократии, о конституционных правах. Об этом сначала нужно подумать, если не получается другим путём, образно говоря, медикаментозным, лечить раковую опухоль, возражать против того, чтобы применять хирургию, глупо, и, я считаю, даже вредно.

Поэтому, уважаемые коллеги, оппоненты, такие добрые следователи, найдите, пожалуйста, деньги на то, чтобы наши дети получали достойное лечение и их жизни спасались. Найдите эти деньги другим путем, пожалуйста, тогда мы готовы эту дискуссию продолжать годами. Не получается у вас другими путями найти в самой богатой стране деньги на детей, на пенсионеров, на ветеранов, значит послушайте, что мы предлагаем. Это многомиллиардные потоки, это огромный вред для страны.

Если есть опасения того, что "швондеры" придут и совершенно чистых, белых и пушистых чиновников привлекут к ответственности, пожалуйста, принимайте наш же законопроект о приравнивании к госизмене этих деяний людей во власти, в погонах, в мантиях и так далее. И не будут они так свободно издеваться над бедными чиновниками, которые ни в чем не повинны.

В завершение. Конечно, этим одним законопроектом многого не решишь, я говорю, что это комплекс мер, решений, главное, как в футболе коллеги говорят – смотрите на табло. Если на табло нет реальных изменений в борьбе с одной из главных угроз в стране – с коррупцией, значит надо менять тактику, надо использовать другие законы.

Этот закон один из тех, которые мы считаем очень важными. Еще раз повторяю, что не только мы, мировое сообщество в лице ООН, как сказал коллега Грибов, рекомендует такую имплементацию. Давайте это услышим, давайте этот опыт хороших стран применять у себя, а не просто обсуждать годами, десятилетиями.

Поэтому предлагаю поддержать концепцию и считать незаконное обогащение уголовным преступлением. Именно в этом смысл нашего предложения.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Телефон: +7 (495) 783-98-03
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2020