Олег Шеин о поправках к закону, усиливающему уголовную ответственность за жестокое обращение с животными
см. также ↓8 декабря Государственная Дума рассмотрела и приняла во втором чтении проект федерального закона № 308781-7 "О внесении изменений в статьи 245 и 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в целях усиления уголовной ответственности за жестокое обращение с животными). В обсуждении поправок к законопроекту от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" участвовал Олег Шеин:
Поправки №2 и №4, они являются сопряженными, говорят об одном и том же. Но есть очень большое юридическое отличие. И во второй, и в четвертой поправке речь идет о переносе во вторую часть такого вида преступления, как жестокое обращение с животными, повлекшее за собой их смерть или увечье, совершенное садистскими методами.
Но в чем отличие? Если возьмем действующую редакцию 245-й, в ней сказано следующее: жестокое обращение с животными, повлекшее за собой их смерть или увечье, если оно совершено из хулиганских или корыстных, или путем садистских методов действий, и далее идет наказание. Соответственно, если автоматически переносить садистские методы во вторую часть, то получается, что садистские методы теперь должны быть сопряжены обязательно с хулиганскими или с корыстными мотивами. В нынешней, пока ещё действующей редакции 245-й, жестокое обращение и садистскими методами является самостоятельной нормой, не сопряженной с хулиганскими или корыстными мотивами.
В редакции четвёртой поправки, внесенной мною, эта ситуация обходится через иную формулировку, где мы говорим о том, что те же деяния, совершенные группой лиц, повлекшие за собой, против догхантеров, смерть двух или более животных, и дальше пишем: а также жестокое обращение с животными, совершенное в присутствии малолетнего или с применением садистских методов.
То есть в редакции четвёртой поправки риски, что мы сузим сферу ответственности для садистов, как раз эти риски, они обходятся, и поэтому я прошу принять это изменение именно в редакции четвёртой поправки. Спасибо.
В поправке №2 речь идет о корректировке диспозиции. Все мы знаем, что зоозащитная общественность, юристы, подвергают критике возможность реализации действующих норм 245-й статьи именно как раз в связи с тем, что они подразумевают под собой обязательное наличие хулиганских или корыстных мотивов.
В этой связи предлагается изменить саму диспозицию, взяв за основу текст, который предварительно уже был одобрен в рамках большого базового закона, и написать дословно следующее, что преднамеренное незаконное умерщвление животного, причинение ему увечий, либо тяжелой травмы, а равно незаконное бездействие, приведшее к гибели животного или причинению ему увечья, подпадает под нормы 245-й статьи Уголовного кодекса.
Мы говорим о незаконном, тем самым автоматически отсекая такие ситуации как Курбан-байрам, как сельское хозяйство, как пищевую промышленность, как дворовые подворья, если это не связано, естественно, с садистским убийством животных. Поэтому смысл поправки заключается в том, чтобы норма 245-й корреспондировала с тем подходом, который взят за основу при рассмотрении базового закона.
В шестой поправке речь идёт об усилении санкций, и всё-таки о том, чтобы рассматривать данные преступления по квалифицирующей части как относящиеся к категории тяжких. Спасибо.