11 октября в ходе "правительственного часа" в Госдуме по теме межбюджетных отношений перед депутатами выступили Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак и Министр финансов РФ Антон Силуанов. Тему "правительственного часа" прокомментировал первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
Во время недавних "региональных недель" я принял участие в "бюджетной" сессии Тюменской облдумы, провел встречи с руководством Тюменской и Курганской областей, внимательно изучил накопившиеся в регионах проблемы и предложения по формированию и исполнению бюджетов.
Еще раз воочию убедился: от того, как выстроены межбюджетные отношения, напрямую зависит благополучие субъектов РФ, восстановление экономического роста и роста благосостояния людей.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ обращает внимание федерального Правительства на три ключевых проблемы: это налоговая политика не в пользу регионов, негативное влияние федерального центра на формирование доходных источников и выполнение расходных обязательств бюджетов субъектов РФ, а также их непомерно высокая долговая нагрузка.
Принимаемые с подачи Правительства РФ изменения в Налоговом кодексе в большинстве случаев оборачиваются потерями доходов региональных бюджетов.
Так, серьезной проблемой для субъектов РФ стало создание консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). За три года действия этих групп с 2012-го по 2014-й региональные бюджеты потеряли 65,1 млрд рублей у 53 субъектов РФ поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 млрд рублей, а у 32-х снизились на 127 млрд рублей. Введенный с 2015 года мораторий на создание новых КГН проблемы не решает. Не поможет и предлагаемый Правительством на 2018 и 2019 годы мониторинг применения КГН. Пока действует хоть одна такая группа, при утверждении региональных бюджетов невозможно точно спрогнозировать выпадающие доходы от КГН. Да и компенсации этих выпадающих доходов по-прежнему не предусматриваются.
Изъятие у субъектов РФ одного процента ставки по налогу на прибыль организаций это также миллиарды рублей выпадающих доходов. Их не вернут ни дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, ни правительственные гранты за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" продолжает настаивать на отмене этого ошибочного решения.
Сегодня в налоговой политике слишком много противоречий. Правительство заявляет о моратории на налоговые льготы и тут же предлагает предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет, вводит новые виды расходов, которые можно отнести на уменьшение налогооблагаемой базы. Очевидно, что это уменьшит доходы субъектов РФ. Плюс ко всему этому меняются нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты. В 2018 году на рубль повышаются акцизы на бензин и на дизельное топливо. И Правительство говорит, что в регионы пойдут дополнительные доходы, эквивалентные одному рублю с каждого литра дизельного топлива. Но на самом деле дойдет только часть.
Например, в Тюменской области, интересы которой я представляю в Госдуме, дополнительные поступления от индексации ставок акцизов оцениваются в 184,4 млн рублей. Но при этом норматив зачисления акцизов в региональный бюджет снижается с 61,7% в 2017 году до 57,1% в 2018-м. Получается чистый убыток 100,6 млн рублей для бюджета Тюменской области. Другие региональные бюджеты тоже окажутся в минусе. Похоже, что решения Правительства принимаются без оглядки на регионы, никто не просчитывает ни последствия налоговых новаций, ни объемы выпадающих доходов регионов.
К тому же на субъекты Федерации перекладывается бремя расходов на выполнение майских указов Президента России. Например, в Тюменской области субвенция, выделяемая из федерального Фонда ОМС, не покрывает в полном объёме обязательства по повышению заработной платы медработникам. Недостаток средств регион вынужден покрывать за свой счет. Так, в 2017 году на реализацию федерального полномочия из областного бюджета выделено 704 млн рублей. И ситуация только усугубляется с каждым годом. На 2018 год дефицит средств составит 1 млрд 180 млн рублей. Прирост субвенции к уровню 2017 год 3 млрд 380 млн рублей, а потребность в средствах на повышение заработной платы медработникам, реализующим базовую программу ОМС, 4 млрд 560 млн рублей. И подобная ситуация складывается практически во всех 85 российских регионах. Но никто не собирается увеличивать помощь из федерального бюджета на реализацию президентских указов.
Более того, Минфин теперь планирует распределять субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, учитывая уровень их бюджетной обеспеченности. Дотационные регионы с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности менее единицы распределяются в пределах от 95% до 70%, а регионы-доноры с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности более единицы в пределах от 70% до 5%. При этом равномерно сокращается предельный уровень софинансирования. На практике это приведет к тому, что, например, для Тюменской области объем софинансирования федерального бюджета сократится более чем в три раза. Сокращение коснется даже программ господдержки импортозамещающих инвестпроектов в АПК.
Из-за вечной оптимизации расходов федерального бюджета, регионы вынуждены искать дополнительные средства на замену не поступающим федеральным деньгам. Не могут же они не выплатить зарплату бюджетникам или сорвать реализацию значимых проектов. Вот и получается, что госдолг высокодотационных регионов за три последних года увеличился на четверть. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 году увеличивается на 52 млрд рублей по отношению к 2017 году. А Правительство России с 2018 года сворачивает кредитование регионов за счет федерального бюджета по ставке в 0,1%. Не все регионы смогут выполнить условия предлагаемой Минфином рассрочки, и будут вынуждены брать займы в кредитных организациях по ставке 9,5%, а значит увеличивать свои долги.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что межбюджетные отношения следует реформировать и развивать с учетом интересов регионов. В части распределения налоговых поступлений вернуть субъектам РФ все, что у них было изъято за последние два года. Кроме того, нужно отдать в ведение регионов предоставление вычетов по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов. Необходимо ввести обязательную экспертизу изменений федерального налогового законодательства, влияющих на доходную базу региональных бюджетов, а расчёты возможных выпадающих доходов доводить до субъектов РФ до принятия федеральных законов.
Нужно откорректировать в методики расчета бюджетной обеспеченности и распределения дотаций, применять отдельные подходы к регионам-донорам и регионам-реципиентам, не уменьшать софинансирование расходных обязательств при изменении методики распределения субсидий.
Необходимо продолжить практику предоставления бюджетных кредитов и создать дополнительные механизмы по снижению долговой нагрузки регионов.