Валерий Гартунг об изменении зачисления налога на прибыль организаций в федеральный и региональный бюджеты
см. также ↓15 сентября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1007002-6 "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса РФ" (в части изменения нормативов зачисления налога на прибыль организаций в федеральный и региональный бюджеты). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному вопросу выступил Валерий Гартунг:
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), наша фракция поддержит законопроект. Ни для кого не секрет, что основные доходы, которые получает федеральный бюджет, формируются не в городе Москве, а в регионах Российской Федерации. К сожалению, так наша налоговая система устроена, что львиная доля доходов остается в федеральном центре. А регионы, в которых создается этот доход, и где собираются эти налоговые доходы, довольствуются всего лишь одной третьей частью тех доходов, которые собираются в консолидированную систему. Это открытые данные.
Напоминаю, что когда принимался Бюджетный кодекс, у нас было положение, по которому мы распределяли собираемые доходы в пропорции 50 на 50 между субъектом Федерации и федеральным центром. Я считаю, что это справедливое распределение, и это дает возможность создавать стимулы для развития налогооблагаемой базы.
Когда мы забираем у регионов подавляющую часть доходов, мы фактически лишаем их стимула заниматься созданием налогооблагаемой базы, работать с бизнесменами, какие-то специальные налоговые режимы применять и так далее. То есть мы фактически демотивируем регионы.
Какой смысл работать главе субъекта или главе муниципального образования, если всё, что будет заработано, в любом случае уйдет в федеральный центр, и те доходы, которые он получает, его из дотационного состояния не выведут. Напоминаю вам, что любой сложной системой можно управлять только в том случае, если ты достаточный уровень полномочий делегируешь вниз. И такая экономика как в Российской Федерации, огромная экономика, ей управлять, собирая все доходы в федеральный центр, невозможно. Мы наблюдаем, что у нас количество регионов-доноров постоянно сокращается.
Если мы посмотрим статистику, возьмём отсечку 20 или 10 лет назад и сейчас, то мы увидим, что у нас количество регионов-доноров сократилось, и даже такие нефтеносные регионы, где у нас фактически вся наша природная рента собирается, стали дотационными. Но это нонсенс.
Коллеги, если мы хотим, чтобы у нас экономика развивалась, мы должны стимулировать к этому регионы. Мы же видим, сегодня я выступал и приводил примеры, как реагируют на рыночную ситуацию в Китае и как у нас. Наше Правительство не шевелится. Ситуация на мировом рынке цена металла изменилась. Китай сам же её создал и использовал в своих интересах, чтобы создавать большую добавленную стоимость на своей территории, а российское Правительство сидит и ждет, пока у нас цена на нефть вырастет. В то же время, например, регионы, в которых серьёзный машиностроительный потенциал, могли бы принять меры, если бы они имели достаточную мотивацию для этого. Вместо того, чтобы в кризис, наоборот, отдать им все 20% налога на прибыль, мы у них ещё 1% из налога забрали было 18%, стало 17%. Мы их ещё больше демотивировали.
К чему это привело? Это привело к тому, что мы консервируем сырьевой характер развития экономики, и мы лишаем регионы стимула.
Поэтому, коллеги, мы считаем, что инициатива правильная, нужная и нам не только её нужно поддерживать, но и вернуться вообще к Бюджетному кодексу и по другим налогам посмотреть, чтобы у нас распределение налогов в целом по налоговой системе было 50 на 50, как ранее.
Спасибо за внимание.