Валерий Гартунг: предложения Правительства не решат проблему дефицита бюджета
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 19 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг:
Безусловно, проблема равенства всех перед законом очень важна, и она беспокоит граждан, и мы всячески поддерживаем стремление государства к установлению этого равенства. К сожалению, мы пока в жизни видим, что всё идёт иначе. Но это зависит в том числе и от нас.
На прошлой неделе в этом зале мы обсуждали основные направления бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики. Каждый год перед внесением проекта бюджета мы это делаем для того, чтобы определить, как будет жить страна в ближайший год, а теперь и на ближайшую трёхлетку. И от того, какие направления выберет Правительство и Государственная Дума, будет зависеть, прежде всего, жизнь миллионов наших сограждан.
А, собственно говоря, улучшение жизни наших сограждан является нашей целью, именно для этого нас сюда и направляли. Поэтому, изучив предложения Правительства, мы сегодня хотим изложить свой взгляд на то, как должна развиваться страна и что нужно делать. Изучив предложения Правительства, мы проанализировали, что же мы сейчас в данный момент имеем. Мы имеем консолидированный дефицит бюджета 3 триллиона рублей. Дефицит федерального бюджета 2,3 млрд. 700 миллиардов дефицит региональных бюджетов.
Кроме того, в данный момент мы имеем недоиндексированные пенсии пенсионеров, как мы знаем, мы их не проиндексировали и не собираемся покрывать эту недоиндексацию в дальнейшем, заменяя её единовременной выплатой, которая, как мы знаем, не покрывает потерь пенсионеров. А работающие пенсионеры вообще не получили индексации, а, как мы знаем, даже официально инфляция за прошлый год составила 12,9%. А если посчитать инфляцию для пенсионеров, то есть насколько удешевилась пенсия, то мы увидим, что она больше 20%, и эти потери нужно возмещать.
Мы имеем конфискацию пенсионных накоплений в течение трёх лет, и планируется, к сожалению, это практику продолжать. Не проиндексирована зарплата бюджетникам, уже два года подряд урезаются расходы на здравоохранение, на образование. И, к сожалению, перспективы таковы, что это не будет меняться и в следующем году. Промышленность падает, устойчивое, скажем так, положение имеют только предприятия ВПК и сырьевые отрасли.
Что же предлагает Правительство? Правительство предлагает в этой ситуации меры, которые оно в данный момент может применить. Это налоговое администрирование страховых взносов и таможенных платежей, повышение ставок НДПИ и, как всегда, дополнительно залезть в карман граждан это увеличение акцизов на бензин, табак. Конечно, мы это поддержать не можем.
Все эти предложения Правительства, даже если будут реализованы, не решат проблемы дефицита бюджета в 3 триллиона рублей, и самое главное, они не решат проблему исполнения майских указов.
Владимир Абдуалиевич (Васильев, Заместитель Председателя ГД Прим. ред.) здесь выступал во время парламентских слушаний и сказал, что приоритетом является, безусловно, исполнение майских указов. Владимир Абдуалиевич, мы вас поддерживаем в этом решении.
К сожалению, те предложения, которые прозвучали от Правительства, эту проблему не решают и нужны другие меры, способные решить эти задачи, озвученные Министром финансов Силуановым, когда он выступал здесь.
Я их повторю. Это обеспечение условий роста экономики и снижение зависимости от нефтегазовых доходов бюджета.
И третье. Выполнение в полном объёме социальных обязательств и выполнение майских указов Президента. Это продекларировал Министр финансов Силуанов здесь, с трибуны Думы. Но меры, которые он озвучил, явно не способны эти задачи решить.
Каковы же наши предложения. Прежде всего, нужно соотнести масштаб задач, которые стоят перед страной и меры, которые должны быть приняты.
Если у нас дефицит бюджета 3 триллиона рублей и ещё недостаток денег на исполнение майских указов, то меры должны быть приняты такие, которые бы принесли соответствующие доходы бюджета.
Я говорю сейчас о мерах, которые нами уже внесены в виде законопроектов в прошлом созыве и уже в этом созыве мы внесли 19 законопроектов.
Какие же это меры. Прежде всего, это отмена возврата НДС экспортёрам сырья, которая даст в год от 1 до 1,5 триллиона рублей. Эта мера, которую использует Китай на протяжении нескольких десятков лет, и мы видим, какие впечатляющие результаты Китай получил в изменении структуры своего экспорта.
Может быть, это покажется Правительству революционной нормой, но можно сделать это поэтапно, можно каждый год уменьшать долю возврата НДС, кстати, как это в Китае и практикуется. А взамен, например, экспортёрам сырья можно дать бонус в виде заморозки тарифов на транспортировку нефти, нефтепродуктов, например, на 5 лет и дальнейшая индексация: на протяжении 10 лет зафиксировать индексацию тарифов не более 4% в год.
Таким образом, инвесторы, вкладывающие деньги в эти отрасли, будут понимать, в каких условиях они находятся и будут точно так же, как и вся страна, включать режим экономии.
Следующая мера отмена закупок у единственного поставщика за исключением закрытого перечня тех ситуаций, когда это просто необходимо, это оборонно-промышленный комплекс. Мы прекрасно понимаем, что сейчас по последним данным уже 70% российской экономики находится под контролем государства, и все закупки этих отраслей, госкомпаний, бюджетов должны осуществляться на конкурсной основе. Но, к сожалению, это правило в большинстве случаев обходится, и, по данным Счётной палаты, каждая третья государственная закупка осуществляется у единственного поставщика. Так вот, если мы перекроем эти лазейки, мы сэкономим до полутора триллионов рублей в год, это по самым скромным подсчётам.
Только эти две меры дают дополнительно в бюджет 3 триллиона рублей. Это те самые 3 триллиона рублей, которые необходимы для решения задач, стоящих перед Правительством.
Следующее таможенная политика. В прошлом созыве у нас была рабочая группа, мы проанализировали, как же собираются у нас таможенные сборы. И по экспертным оценкам, по итогам 2014 года мы посчитали, что ввозных таможенных платежей не добиралось в бюджет около 40 миллиардов долларов в год. Но по 2014 году это сопоставимо со всей прибылью, которую заработал нефтегазовый сектор страны. Вот вам ещё одна возможность.
Как это делать? Но, прежде всего, конечно же, нужно пресечь коррупционные схемы. И, насколько мы знаем, после смены руководства таможни наш голос был услышан и сегодня эта работа ведётся. Но, кроме того, нужно перекрывать законодательные лазейки по уходу от таможенных платежей.
Но я вам приведу один пример. Грузовые шины ввозятся в Российскую Федерацию с таможенной пошлиной 15%. А вот, если её одеть на диск колёсный, то пошлина будет уже 5%, а учитывая, что грузовая шина стоит в пять раз больше, чем колёсный диск, то получается таможенная пошлина, вот эта разница в 10% покрывает фактически стоимость колеса, которое как бросовое потом на российском рынке выбрасывается. А так как объём ввозимых шин сопоставим с объёмом производства колёс в Российской Федерации, то мы получаем фактически по цене металла завезённую продукцию на территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, а российская промышленность у нас стоит и не может реализовать свою продукцию. Это вот один пример.
Эту лазейку нужно перекрывать и единую ставку делать. Если мы считаем, что ставка 15% велика, оставьте 5%.
Ещё одна норма прогрессивная шкала подоходного налога. Много об этом говорилось. В зависимости от шкалы мы можем получить от полтриллиона до одного триллиона рублей. Что мы получим в результате этого? Мы получим рост социальных расходов, если будем в полном объёме выполнять свои социальные обязательства, соответственно мы поддержим платёжеспособный спрос и увеличим производство отечественной продукции. Деньги в стране есть.