О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Сергея Миронова на круглом столе "Наиболее актуальные проблемы медицинской помощи в России и пути их решения"

29 марта 2016

 см. также ↓

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов выступил в ходе круглого стола "Наиболее актуальные проблемы медицинской помощи в России и пути их решения":

– Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Сегодня мы, действительно, подводим некоторые итоги работы Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе. Сегодня здесь мы рассматриваем итоги работы секции Экспертного совета, работающей в сфере охраны здоровья.

Должен начать с благодарности всем членам Экспертного совета и не только секции по здравоохранению. Сегодня, когда оцениваешь итоги, уже можно выходить и на итоги работы Государственной Думы шестого созыва, в частности, работы нашей фракции. Я по этим итогам вижу, что более половины всех законодательных инициатив, которые вносила наша фракция, подготовлены в Экспертном совете, и это, конечно, говорит об очень высоком и хорошем качестве работы нашего Экспертного совета.

Сегодняшняя тема посвящена нашему многострадальному здравоохранению, к сожалению, я вынужден сразу же дать такую характеристику. Более подробно я раскрою это в своем вступительном слове.

Я надеюсь, что сегодня, кроме моей оценки, будут звучать и мнения профессионалов. Я, естественно, не являюсь специалистом здравоохранения. Но, как пациент, я вижу, что происходит в нашем здравоохранении в самых разных сферах: и в сфере бесплатного здравоохранения, бесплатной медицины, и в сферах платной медицины. Мне, к сожалению, хорошо все это знакомо.

Поэтому, говоря о проблемах, я ссылаюсь не только на мнение экспертов, на мнение профессионалов, но и на свои личные, возможно, субъективные оценки.

Те предложения, которые были сформулированы на секции здравоохранения Экспертного совета, я считаю очень профессиональными, идеологически правильными по отношению к обществу, потому что главная задача и главный вывод – действительно предлагать и добиваться того, чтобы:

а) здравоохранение в нашей стране в соответствии с Конституцией было бесплатным;

в) чтобы наша медицина, будучи бесплатной, действительно людей вылечивала, а не только лечила, и чтобы забота о здоровье нашей нации стала по-настоящему государственной задачей.

Сверяя часы с мнением Экспертного совета, я подготовил свою авторскую статью, которая 18 марта этого года была опубликована в "Независимой газете". Я высказал свою личную позицию как депутата Государственной Думы, как гражданина. Кстати, буду признателен за любые критические замечания как по этой статье, так и, может быть, в целом по нашей законотворческой деятельности.

Сразу хочу принести извинения за то, что полностью не смогу присутствовать на заседании нашей секции, на этом круглом столе, примерно час времени у меня будет. Но ведётся стенограмма и, поверьте, я всё внимательнейшим образом почитаю и в дальнейшем, соответственно, тоже буду реагировать.

Сегодня, если говорить о бедах нашего здравоохранения, главной бедой, конечно, является коммерциализация отечественного здравоохранения, которая проводится при прямом попустительстве нашего либерального Правительства. И, как я уже говорил, сама эта идея коммерциализации в корне противоречит нашей Конституции.

Помимо нарушения основного закона, если оценивать этот подход с точки зрения государственных интересов, то мы не видим под этим никакой экономической основы, потому что больной человек, как известно, просто не может эффективно работать, а следовательно зарабатывать средства для своего лечения.

Навязанный так называемый рыночный механизм, с нашей точки зрения, неработоспособен и по той причине, что в нашей стране нет условий для реальной конкуренции медицинских учреждений и выбора врача или лечебного учреждения. Ведь для развития реальной конкуренции необходим высокий уровень освоения территории, высокая плотность и равномерность расселения, развитая транспортная инфраструктура. А на самом деле мы сегодня видим так называемую оптимизацию.

И вот, опять же, ссылаясь на свой личный опыт: в прошлом году я был в замечательном русском городе Юхнове. Это Калужская область, совсем рядом от Москвы. И вот врачи местной больницы, в частности, роддома мне сказали, что в декабре больница закрывается, роддом закрывается, и на мой естественный вопрос "А, собственно говоря, что делать женщине, если ей рожать?" был ответ: "Ехать в Калугу".

Я не случайно об этом вспомнил, остановившись на дорогах, потому что дорогу между Юхновым и Калугой я прекрасно знаю. Здоровый человек там едет и испытывает неудобства, что уж говорить о, допустим, роженице.

Поэтому вот эта оптимизация на самом деле приводит к тому, что просто тупо, другого слова не подберёшь, закрываются и фельдшерско-акушерские пункты, закрываются больницы, закрываются поликлиники, и люди испытывают уже реальные трудности, чтобы просто доехать или оказаться в нужном месте для оказания экстренной медицинской помощи.

Особенно негативные последствия вызвало внедрение в систему медицинского страхования посреднического звена – частных страховых медицинских организаций. Это привело к катастрофическому снижению эффективности управления и к нарастающей коммерциализации системы. Сегодня все её участники заинтересованы в увеличении числа больных и в росте оказанных медицинских услуг, но не заинтересованы в результатах. То есть, заинтересованы, в том, чтобы лечить, а не в том, чтобы вылечить. Отсюда навязывание ненужных процедур, невыгодность раннего выявления и своевременного лечения болезни, а также избыточная, но сугубо формальная отчётность, ставшая сущим кошмаром для врачей и пациентов.

При этом деятельность частных компаний существенно сокращает размер реального государственного финансирования медицинской помощи гражданам. Население несёт около 50% всех расходов на медицинскую помощь, хотя, ещё раз напомню, в Конституции чёрным по белому написано, что у нас медицинская помощь должна быть бесплатной.

Катастрофически увеличивается число тех, кто не может заплатить за своё лечение и просто теряет здоровье. При этом растут государственные расходы на оказание скорой и стационарной медицинской помощи, оплату больничных листов и социальную помощь инвалидам. Уверен, что просто позором для нашей страны являются регулярные видеорепортажи и видеопризывы собирать деньги на медицинскую помощь, на операцию за рубежом для наших детей. Я считаю, что это просто недопустимо.

В то же время, по данным Счётной палаты, на маржу страховых посредников и возросшее документирование расходуется около 20% средств ОМС. По результатам проверки за 2014-2015 годы частные страховые организации получили доход – 50 миллиардов рублей из системы ОМС.

Чтобы почувствовать масштаб получаемой прибыли, достаточно сказать, что за счет этих средств можно было бы содержать в течение двух лет 100 тысяч медицинских работников, выплачивая каждому из них ежемесячно среднюю по стране зарплату, обеспечивая таким образом, например, жителей каждой российской деревни врачебной помощью.

Но главным фактором, разрушающим российское здравоохранение, является не вывод средств из системы в доход страховых медицинских организаций, а подмена смысла и цели работы врача.

Поскольку решение о выплатах за проведенное лечение принимают страховые медицинские организации (СМО), а их доход формируется в большой степени за счет штрафов, наложенных на лечебные учреждения, СМО заинтересованы в том, чтобы найти любой повод для наложения штрафа. Для этого им достаточно придраться, например, к записям в карточке пациента, в том числе за нерасшифрованную подпись, отсутствие даты, неразборчивый почерк и прочее.

В попытках противостоять этому врачи вынуждены львиную долю рабочего времени уделять не пациенту, а формалистике, бюрократическому заполнению бумаг. Это убивает дух врачебной профессии, служения делу спасения человеческих жизней.

Можно, естественно, долго говорить о недостатках нашего здравоохранения, но так как сегодня эта тема будет предметом обсуждения, я думаю, что выступающие либо дополнят картину, либо с чем-то не согласятся, выскажут другие аргументы. Собственно говоря, для этого мы с вами и собрались.

И я в связи с этим ещё раз с большим удовольствием напомню, что я постоянно говорю всем членам Экспертного совета: в нашей партии, в нашей фракции приветствуется своя собственная, возможно, альтернативная точка зрения. Приветствуется критика, в том числе, и положений программы нашей партии в разделе "Здравоохранение", коль скоро мы об этом говорим. И мы к этому относимся очень серьезно и ответственно. Мы не считаем себя истиной в последней инстанции, что, мол, если мы написали, если мы так считаем, так и должно быть. Мы всегда склонны доверяться профессионалам. Ещё раз подчеркну, что у нас Иринчей Эдуардович Матханов – медик по образованию, и в соответствующей комиссии работает, и он-то профессионально к этому вопросу подходит. Другие мои коллеги, увы, не имеют профессионального образования, нет такого опыта. Поэтому мы полагаемся как раз на мнение профессионалов, как членов нашей фракции, так и членов Экспертного совета.

Я согласен с мнением членов нашего Экспертного совета в секции "Здравоохранение", и об этом я говорил год назад на коллегии Минздрава: необходимо, безусловно, в нашей стране разработать и принять "Национальную стратегию охраны общественного здоровья и медицинской помощи". И в этой работе, безусловно, мы готовы принимать самое активное участие. С нашей точки зрения, главными целями стратегии должны являться:

– возвращение государству управления здравоохранением и обеспечение равной доступности необходимой медицинской помощи для всех граждан России независимо от доходов, социального положения и места жительства;

– обуздание нарастающей коммерциализации здравоохранения. Необходимо не отпускать наше здравоохранение в рыночное плавание, а исключить из государственной системы здравоохранения частные посреднические организации, платность медицинских услуг;

– устранение противоречий, неопределенностей и белых пятен в законодательстве, нормативно-правовых актах, дезорганизующих работу системы и создающих условия для коррупции;

– необходимо осуществление бюджетного разворота средств ОМС в пользу существенного усиления первичной медико-санитарной и амбулаторной помощи, включая обеспечение граждан амбулаторными лекарствами бесплатно с целью недопущения существенного ухудшения здоровья и осложнений.

Понимая, что здоровье людей – это тот самый человеческий капитал, это основное богатство страны, мы ставим амбициозную задачу – не просто добиться улучшения работы ведомственной системы здравоохранения, но заложить основу для системного, эффективного улучшения здоровья населения. Поэтому нужно не только лечить больных, и стараться вылечивать, но и думать о здоровых. Работать над тем, чтобы здоровые люди не попадали в зону риска, чтобы они, условно говоря, становились ещё здоровее.

Однако известно, что здоровье человека на 75-80% определяется факторами, на которые ведомственное здравоохранение влиять не может. Среди этих факторов и образ жизни, и состояние экологии, и качество питьевой воды и питания. Эти проблемы необходимо решать в комплексе. Учитывая, что здоровье граждан является фактором национальной безопасности, а народосбережение – это высшая государственная задача, мы предлагаем создать при Президенте Российской Федерации Национальный совет по проблемам здоровья населения. Его главной задачей будет выработка рекомендаций по улучшению здоровья граждан, а также участие в подготовке ежегодного доклада Президента о состоянии здоровья населения и путях его улучшения.

Пользуясь ещё раз возможностью, хочу поблагодарить всех членов экспертного совета, которые приняли участие в работе и высказали мнения, предложения по решению накопившихся проблем. Материалы, которые были подготовлены в секции здравоохранения Экспертного совета, помогли нам уточнить позицию, они легли в основу проекта новой программы Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которая будет приниматься на съезде в апреле, в части совершенствования системы охраны здоровья.

У нас ещё есть время до съезда, более того, по нашей давнишней практике на съезде мы примем программу нашей партии за основу. Предвыборную программу тоже примем за основу, но если предвыборную программу мы окончательно утвердим на второй части съезда во второй половине июня, то после выхода указа Президента о назначении даты выборов депутатов Государственной Думы, в случае необходимости, работу над программой партии можно будет продолжить и дальше. Потому что программа партии – это концептуальный и основополагающий документ, который действует не в силу проходящей избирательной кампании, а это действительно основа работы всей нашей партии.

Хотел бы также воспользоваться возможностью поблагодарить наших постоянных партнёров, наших коллег из различных общественных и иных организаций. Это и Пироговское движение врачей, Лига защиты пациентов, Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи, НИИ физической культуры и спорта, ряд академических институтов Российской академии наук и многие-многие другие организации.

Опыт нашей совместной работы убедительно показывает, что сотрудничество с партнёрскими организациями позволяет существенно повысить оперативность внедрения важных и актуальных предложений, разработанных экспертами на профессиональных площадках, в том числе и вне стен Государственной Думы. А право законодательной инициативы позволяет нам, депутатам, очень быстро переводить эти разработки на язык закона и вносить соответствующие законопроекты на рассмотрение Государственной Думы. Я надеюсь, что в своих выступлениях вы расскажете и о таком опыте нашей совместной работы.

По итогам "круглого стола" мы планируем принять специальную резолюцию, в связи с этим предлагаю выступающим также вносить свои предложения. Ещё раз хочу напомнить и подтвердить то, что стенограмма этого круглого стола будет мною самым тщательным образом изучена, поэтому ни одно дельное предложение, ни одна инициатива не останутся незамеченными. Я хочу пожелать успешной работы нашему круглому столу, а нашему здравоохранению – выхода на магистральный путь реального народосбережения.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International