Резолюция круглого стола "Наиболее актуальные проблемы медицинской помощи в России и пути их решения"
см. также ↓1.Заслушав выступления участники круглого стола отмечают:
Бессистемные и непоследовательные реформы здравоохранения не дали положительных результатов. Показатели заболеваемости и смертности очень высоки, ожидаемая продолжительность жизни одна из самых низких в Европе. Средняя продолжительность жизни российских мужчин ненамного превышает пенсионный возраст.
Рыночные подходы оказались разрушительными для всей системы здравоохранения и, что не менее важно, для духа врачебной профессии, духа служения спасению человеческих жизней. Но охрана здоровья – такая же функция государства, как охрана границ, правопорядка, закона, безопасности. Эти важнейшие функции государство не отдает в сферу рыночного регулирования, понимая разрушительные последствия такого шага. В то же время охрану здоровья Правительство отпускает в рыночное плавание, что разрушает четкий порядок администрирования, обязательный для реализации всех охранных государственных функций.
Объем платных медицинских услуг ежегодно растет на 25-30%. Население несет 50% всех расходов на медицинскую помощь, хотя по Конституции она бесплатна. Катастрофически увеличивается число тех, кто не может заплатить за свое лечение и теряет здоровье. При этом растут государственные расходы на оказание скорой и стационарной медицинской помощи, оплату больничных листов и социальную помощь инвалидам.
Нарастающая коммерциализация отечественного здравоохранения не только кардинальным образом противоречит российской Конституции, но и не имеет под собой экономической и этической основы, поскольку больной человек не может эффективно работать, а, следовательно, зарабатывать средства для своего лечения.
Особенно негативные последствия вызвало внедрение в систему медицинского страхования посреднического звена частных страховых медицинских организаций (СМО), что привело к катастрофическому снижению эффективности управления. Сегодня все ее участники заинтересованы в увеличении числа больных и в росте числа оказанных медицинских услуг, но не заинтересованы в результатах. Отсюда массовые приписки, навязывание ненужных процедур, невыгодность раннего выявления и своевременного лечения болезни, избыточная, но формальная отчетность.
Позором для нашей страны являются сборы средств на лечение наших детей за границей, регулярно проводящиеся на всех ведущих телеканалах, в то время как на содержание коммерческих СМО в России уходят десятки миллиардов рублей.
Понимая, что здоровье населения – основной экономический ресурс государства, который сегодня не учитывается в цифрах, партия в противовес кризисным тенденциям падения экономики и ухудшения общей ситуации в стране, ставит амбициозную задачу: не просто добиться улучшения работы ведомственной системы здравоохранения, но в целом создать основу для системного улучшения здоровья населения.
Этого можно достичь, только рационально и взвешенно управляя факторами, влияющими на здоровье, создав государственный реестр таких факторов (в том числе, качество питьевой воды, продуктов питания, экологии и т.д.), а затем усиливая положительные факторы и ограничивая вредные. Это позволит сформировать новые подходы к проблемам здоровья населения, создать программы улучшения здоровья людей, а не только лишь медицинской помощи на случай его утраты.
Здоровье населения является фактором национальной безопасности, и при этом на 75-80% определяется не медицинскими причинами, влиять на которые можно лишь используя самые мощные рычаги власти. Поэтому необходимо, чтобы сфера национального здоровья была на законодательном уровне подконтрольна и подотчетна Президенту России.
2.Обсудив предложения, высказанные в процессе обсуждения, участники круглого стола предлагают:
Для наведения порядка в сфере охраны здоровья разработать и принять "Национальную стратегию охраны общественного здоровья и медицинской помощи", которая должна содержать систему структурированных и ранжированных целей, механизмы и инструменты для их достижения, меры по обеспечению ресурсами, и которая
2.1 базируется на следующих положениях:
здоровье населения рассматривается и учитывается в экономических расчетах как основная экономическая категория, а вложения в систему охраны здоровья учитываются как инвестиции;
выполняются нормы Конституции РФ в части оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, включая бесплатное обеспечение лекарствами амбулаторных больных;
основой для развития отечественного здравоохранения является модель государственного страхования, где страховщиком является государство.
2.2 включает следующие организационно-финансовые меры:
из сферы государственного здравоохранения исключаются частные страховые медицинские организации, поскольку их основная задача извлечение прибыли не совпадает с целью государственного здравоохранения;
внедряется единая система администрирования налоговых и неналоговых платежей с учетом оптимизации деятельности ФОМС;
последовательно исключается предоставление платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Платность и появление там частных медицинских организаций расценивается как индикатор нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь на конкретной территории с соответствующей ответственностью должностных лиц, допустивших нарушение;
из государственной системы исключаются методы рыночного регулирования, не применяются соответствующие термины, нормы, дорожные карты развития конкуренции и т.п.;
из государственной системы здравоохранения исключаются все факторы (планы, задачи, нормативы, критерии, стимулы и т.д.) способствующие появлению приписок, искажающие истинную картину здоровья населения и его заболеваний;
распределение мощностей здравоохранения осуществляется на основании исследования потребностей населения в медицинской помощи, научной их оценки и планирования с привязкой их размещения к конкретным территориям, в зависимости от численности населения, состояния дорог и особенностей расселения;
создается система стимулирования врачей по малому числу объективных и надежных критериев, которые сложно исказить;
осуществляется бюджетный разворот средств ОМС в пользу существенного усиления первичной медико-санитарной (амбулаторной) помощи, включая обеспечение граждан амбулаторными лекарствами бесплатно;
Создается современная система управления отраслью на основе качественно новых принципов, методов и информационно-технологических инструментов;
вводится система мер, стимулирующая граждан ответственно относиться к своему здоровью и вести здоровый образ жизни;
увеличивается финансирование медицинской науки на основе государственного заказа;
2.3 включает законодательные и нормативно-правовые меры:
устраняются противоречия, неопределенности и "белые пятна" в законодательстве и регулятивных нормативно-правовых актах, создающие условия для хаоса и коррупции в здравоохранении при безусловном требовании соблюдения норм Конституции РФ;
создается система норм административной ответственности медицинского персонала за нарушение прав пациентов и/или причинение вреда взамен уголовной ответственности с неосторожными формами вины;
в систему медицинских стандартов вводятся сроки проведения указанных в них видов помощи, а также устанавливаются сроки пересмотра стандартов с целью их динамического обновления;
принимается закон о здоровье детей;
за врачами, работающими в системе государственной медицины, законодательно закрепляется статус госслужащих с соответствующими социальными гарантиями;
создаются условия для активности и независимости профсоюзов защищающих права медицинских работников;
создается государственная система защиты прав пациентов;
создается Национальный совет по проблемам здоровья населения при Президенте Российской Федерации, задачей которого будет выработка рекомендаций по улучшению здоровья граждан, а также участие в подготовке ежегодного доклада Президента "О состоянии здоровья населения и путях его улучшения".
Здравоохранение – это армия, находящаяся в состоянии войны с тысячами болезней. Невозможно управлять армией через страховые компании и рыночные механизмы. Ни один приказ главнокомандующего не может быть выполнен такой армией полноценно. Необходимо вернуть государству управление здравоохранением и обеспечить равную доступность необходимой медицинской помощи для всех граждан России независимо от дохода, социального положения и места жительства. И в конечном счете создать в России эффективную систему улучшения здоровья населения!
3. Участники круглого стола решили:
Направить Резолюцию круглого стола "Наиболее актуальные проблемы медицинской помощи в России и пути их решения" Президенту РФ, в Правительство РФ, в Минздрав РФ, руководителям общественных организаций, в том числе ассоциаций и движений, деятельность которых связана с защитой прав пациентов, врачей, охраной здоровья, пропагандой здорового образа жизни, в средства массовой информации.