О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Тарнавский об условиях выполнения решений ЕСПЧ на территории России

18 сентября 2015

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 18 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Тарнавский:

 mp4 

– Уважаемые коллеги, месяц назад федеральные СМИ известили широкую общественность, в том числе и нас с вами, о ряде рекомендаций нашего Уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой.

И среди них, я прошу обратить внимание, были следующие: нужны меры по приведению российского законодательства в соответствие с Европейской конвенцией по правам человека, нужно проводить, обращаю внимание, экспертизу новых законопроектов, чтобы те не расходились с правом Совета Европы, нужно ускорить исполнение решений ЕСПЧ.

Ещё года 2-3 назад эти предложения Эллы Панфиловой, полагаю, были бы встречены нами на ура, возможно мы бы бросились их сейчас выполнять, чтобы не отстать от наших западных друзей, европейских стран, поголовно входящих в Совет Европы.

Но ситуация сегодня иная и все сейчас видится в несколько ином свете, и к сожалению, не по нашей вине.

Атака на Россию идет полным ходом и даже сегодня передо мной коллеги об этом говорили, говорим об этом каждый день. Речь идет о новых санкциях против наших коллег, в том числе парламентариев, заканчивая бряцаньем оружия на наших границах, вот, что мы имеем.

Совершенно не случайно и справедливо Председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин во вторник, открывая нашу сессию, назвал эти страны послушными сателлитами США, которые угрожают нам разбойничьими санкциями, постоянно и по любому поводу, не взирая на то, что они подрывают основы международного права и глобального экономического развития.

Одно из направлений атаки против России – это выжать из нас любые деньги, которые возможно. Наверное, все мы знаем о том, что есть решение Гаагского трибунала о том, что Россия должна заплатить 50 млрд долларов США акционерам "ЮКОСА", есть решение ЕСПЧ о двух миллиардах долларов, которые по решению ЕСПЧ мы тоже должны заплатить акционерам "ЮКОСА".

Есть некие высказывания представителей Украины о том, что, видимо, они не вернут кредит, который Россия дала Украине в размере трех миллиардов долларов США.

Наконец, из последних новостей, вот на ленте нашел, суд США разрешил хасидам взыскать с России 43,7 млн долларов в деле о библиотеке Шнеерсона и так далее.

Что в связи с этим хочется сказать. Что касается 50 млрд долларов, то на это Президент России четко и однозначно ответил: мы не подписывали энергетическую хартию, на которой строится правовая позиция по данному вопросу.

Что касается Украины. Буквально ночью вчера на лентах в очередной раз появилось заявление теперь уже пресс-службы Правительства России о том, что деньги можно вернуть даже быстрее, и не дожидаясь декабря этого года, и это будет в интересах Украины.

Я также хочу напомнить о той работе, которую ведут наши депутаты, и о законопроекте, о котором Сергей Евгеньевич также во вторник говорил. Он имеет такое сложное название "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Проще – об аресте иностранного имущества.

Правительство нам его внесло в начале августа, и он расписан в Комитет по вопросам собственности Государственной Думы.

Надо сказать, что, в общем-то, действительно мы в период отпусков много работали по различным вопросам деятельности Думы. И мне довелось в связи с этим какой-то период отдыхать вместе с Сергеем Анатольевичем Гавриловым, председателем Комитета, вместе с его супругой и очаровательными детьми. И надо сказать, что наш председатель не отдыхал. Это только лишь разговоры о нюансах этого законопроекта. И наверное, это правильно в этой ситуации. Поэтому я признателен, коллеги, Гаврилову за то, что он каждый день занимался этим документом. И я полагаю, что в ближайшее время мы должны этот законопроект рассмотреть и принять в максимально короткий срок. Об этом говорил и Сергей Евгеньевич Нарышкин, как о наиболее важном законопроекте.

Но сегодня в течение нескольких минут я хочу сказать о другом. Помимо нашей активности, наших законопроектов, наших выступлений, мне кажется, мы все вместе – четыре фракции парламентских партий – сделали доброе дело. Мы в принципе, можно сказать, поставили под вопрос выплату двух миллиардов долларов акционерам "ЮКОСа" по решению ЕСПЧ.

В связи с этим я признателен представителям всех парламентских фракций за проделанную работу.

Я хочу напомнить, что в конце весенней сессии мы создали инициативную группу и вместе направили запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. 93 депутата Государственной Думы, представляющие все фракции Государственной Думы. 1 июля наш запрос был рассмотрен в Конституционном Суде, а уже 14 июля Конституционный Суд России принял важное, выверенное, чёткое и однозначное решение.

Не все решения Европейского Суда по правам человека должны исполняться – это касается и выполнения решения ЕСПЧ по 2 млрд долларов США.

Я, касаясь этого решения, могу говорить о многом: могу говорить о том, как незаконно проводилась приватизация в России, могу говорить о несправедливости этого решения, поскольку в основе решения ЕСПЧ речь шла о том, что у акционеров ЮКОСа якобы не было времени на то, чтобы подготовиться к судебным процессам.

Я также могу говорить и о предвзятости судей Европейского Суда по правам человека, но важно понимать следующее: мы не пошли даже этим путём, мы, депутаты всех фракций, решили изучить практику работы европейских стран и их взаимоотношения с Европейским Судом по правам человека.

На самом деле оказалось всё очень просто, оказалось то, что с исполнением решения Европейского Суда по правам человека есть проблемы у многих европейских стран, начиная с Германии и заканчивая Великобританией.

В итоге решение было следующим: если решение Европейского Суда по правам человека противоречит норме Конституции Российской Федерации либо правовым позициям суда – Конституционного Суда Российской Федерации, то оно идёт на особую процедуру и не может, безусловно, выполняться.

Это не наша выдумка – это то, что в своё время уже было принято в европейских странах. На самом деле речь идёт пока о двух серьёзных вопросах, по которым у нас есть спор – это не только решение дела ЮКОСа, но также о норме Конституции, российской Конституции, в которой принято решение – не предоставлять право голосовать и быть избранным лицам, приговорённым к лишению свободы и находящимся в местах лишения свободы.

Подобные решения приняты в одной трети европейских стран, мы здесь не одиноки. И первые проблемы, кто с этим столкнулся, была Великобритания ещё в 2005 году. Поэтому на протяжении десяти лет Великобритания не просто пикируется с Европейским Судом, она просто ведёт юридическую войну и не выполняет подобные решения Европейского Суда по правам человека.

Повторюсь, в Европе практика различная. Тем более, когда мы посмотрели, нужно ли нам менять норму Конституции, оказалось, что если 47 судей Европейского Суда по правам человека, которые представляют 47 государств, будут нам говорить, какую норму Конституции мы должны менять, то даже если бы мы захотели это сделать, то придётся менять вообще Конституцию, поскольку нужно будет принимать закон о Конституционном Собрании и нужно будет в очень сложном порядке принимать необходимые процедуры. Но в этом нет необходимости, потому что Европейский Суд по правам человека – это не мировое или европейское правительство, которое будет указывать нам, что и как нам делать.

Я, вообще, на заседании Конституционного Суда выступал час десять и поэтому мог бы очень долго и подробно об этом говорить. Мы исходили исключительно из правовых позиций, и правовых аргументов было более чем достаточно. Повторюсь, я признателен депутатам всех фракций Государственной Думы за эту победу и продвижение этой позиции. Это наш с вами успех, это вклад парламента в общее дело.

И в заключение, поскольку время заканчивается, что касается Эллы Памфиловой, могу напомнить. Помните законопроект об иностранных нежелательных организациях? Она резко высказалась против него, а в компании с ней был Госдеп США, Министерство иностранных дел Великобритании и Федерика Могерини – глава дипломатии Евросоюза.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International