О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

День знаний в стране невыученных уроков

Сергей Миронов, 01 сентября 2015

 см. также ↓

Первый сентябрьский день традиционно считается в России всенародным праздником. Поздравления с Днем знаний звучат сегодня в адрес наших школьников, студентов и педагогов. Конечно, я от всей души присоединяюсь к этим поздравлениям. Нынешним ученикам предстоит строить будущее России. И оно напрямую зависит от того, какую сумму знаний получат наши дети в школах и вузах. Не секрет, что проблем в российской системе образования великое множество. Именно в День знаний мне хотелось бы ещё раз напомнить об этом нашему Правительству. В конечном итоге, каждый из нас, независимо от политических пристрастий, желает, чтобы молодые граждане страны выросли просвещенными и самодостаточными.

Время собирать камни

Для того, чтобы российские дети получали в школах и вузах глубокие, системные и всесторонние знания, необходимо очень многое пересмотреть и исправить. Систему школьного образования, "венцом" которой стал ЕГЭ, нельзя назвать полноценной или совершенной. Невозможно дать объективную оценку знаний учащихся с помощью тестов, в которых нередко встречаются вопросы двусмысленные, а порой и бессмысленные. Те факты, что мы вернулись к итоговому сочинению в школах, что многие вузы проводят собственные, помимо ЕГЭ, вступительные испытания, мой вывод подтверждают.

Советскую систему образования реформировали двадцать лет. А в итоге, глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что основная цель работы его ведомства – поднять уровень российских вузов до стандартов, которые были присущи высшей школе СССР. То есть фактически министр признает старую систему образования эталоном. При этом у нас в стране практически полностью уничтожена база советской системы школьного образования. Мало того, активное участие в деле её разрушения принял и сам господин Ливанов. Как он собирается возрождать этот высокий уровень, на какой базе – неизвестно.

Стоило ли разрушать то, к чему мы сейчас возвращаемся? Когда начинали реформы, намерения были, безусловно, благие – интегрировать наше государство в систему европейского образования. Но, вместо того, чтобы оставить от советской школы все лучшее, самобытное, перспективное, её просто уничтожили. А теперь, как говорится, пришло время "собирать камни".

Отцы-реформаторы

Все реформы нашей школьно-вузовской системы связаны с именами трёх министров образования РФ: Владимира Филиппова, Андрея Фурсенко, Дмитрия Ливанова. Смысл реформ был озвучен господином Фурсенко летом 2007 года: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя". Надо сказать, что все трое данную цель реализовывали весьма последовательно.

Владимир Филиппов взял курс на "болонскую систему". В школе урезали штат педагогов, ввели систему тестов по принципу "выбери правильный ответ". В вузах перекроили учебные планы под институт бакалавров (недоученный студент с обрезанными знаниями) и магистров (старый русско-советский выпускник).

Андрей Фурсенко продолжил дело своего предшественника: ещё больше сократил обязательные программы, реформировал в сторону упрощения русский язык и перевел часть предметов на платную основу. Он поощрял многообразие учебников и подходов преподавания, что внесло в процесс обучения серьезную путаницу. Но главное "достижение" Фурсенко – введение ЕГЭ в качестве обязательного в 2009 году. Именно он уничтожил смысловую часть образования и перевел её в систему натаскивания на тесты. ЕГЭ стёр границы и между вузами. Выбор профессии, как дела всей жизни, канул в прошлое. Теперь в вуз поступают по принципу "не возьмут в медицинский – пойду в политех".

Третий глава Минобрнауки, Дмитрий Ливанов, снизил минимальный балл ЕГЭ. А также разделил обязательные экзамены на профильные и базовые, закрепив для базовых требования к знаниям учащихся на уровень плинтуса. Вдобавок в новой редакции ФГОС, разработанного министерством, теперь отсутствуют регламенты количества часов по дисциплинам и содержания учебных планов для школ. Затем министр взялся за высшую школу и предложил сократить число обучающихся за бюджетный счет студентов. Если предложение будет реализовано, то, с учетом демографической ситуации, к 2020 году бюджетных студентов на 10 тыс. населения останется менее 120 человек.

Какие еще "сюрпризы" готовит Минобрнауки нашим детям – время покажет.

Провал системы ЕГЭ

Я считаю, что система ЕГЭ в его нынешнем виде неприемлема для нас по самой своей сути. Потому что нацеливает не на получение глубоких знаний, а на бездумное запоминание больших объемов информации, которая забывается тут же после экзамена.

Наша партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже несколько лет борется за реанимацию традиционного российского образования. Мы неоднократно заявляли о провале ЕГЭ, о недопустимости сокращения часов и программ по важнейшим предметам – русскому языку, литературе, математике. Следствием внедрения ЕГЭ в России стало резкое понижение всех уровней образования. И всё разумное, что мы видим в наших детях, есть результат не действующей системы, а труда учителей-подвижников школ и вузов, которые не бросают дело своей жизни даже в условиях оскорбительно низкой оплаты труда.

Если мы хотим, чтобы наша страна снова встала на путь процветания, надо отменить систему ЕГЭ и все, что с ней связано. Хватит слепо копировать западные образцы! Возможно, они хороши для кого-то, но чужды родине Ломоносова и Королёва. Русско-советская образовательная система всегда была национальным достоянием страны. Она готовила специалистов широчайшего кругозора, способных решать сложные задачи и осваивать новые виды деятельности. Именно это способствовало быстрому восстановлению СССР после войны и первенству в завоевании космоса. До сих пор наших ученых, даже воспитанных на обломках системы, с распростертыми объятиями встречают на Западе. Хотя это вовсе не повод для гордости.

Неутешительные итоги

"Утечка умов" из России не прекращается. Напротив, она возросла в последние несколько лет. Именно при Ливанове. По данным Росстата, в 2012 году уехали почти 123 тыс. человек, в 2013 – более 186 тыс., а с апреля по декабрь 2014-го – 203,6 тыс. Причём, большая часть – "белые воротнички". То есть те, от которых зависит успех перехода РФ к импортозамещению, научно-техническому и промышленному развитию. Массовый отток кадров бьет и по экономике, и по престижу всё еще великой державы. Качество технологических и управленческих процессов в стране падает. Такими темпами Россию ждет весьма незавидная роль в международном разделении труда постиндустриальной модели мира. Я всегда утверждал и утверждаю, что система образования есть вопрос национальной безопасности страны.

К важнейшему вопросу реформы образования подошли весьма легкомысленно! Можно, конечно, сказать, что это заговор мировой закулисы. Но есть еще одна причина: наши "реформаторы" в течение 20 лет оптимизировали образование путем сокращения и урезания, слепо подгоняя широкий российский кругозор под прокрустово ложе западных стандартов. Ухлопав на это миллиарды бюджетных рублей. Тогда как надо было развивать и укреплять традиционную систему, органичную и проверенную временем. Именно этот путь мог бы дать свои плоды в виде высококлассных специалистов и высоких технологий.

Казнить нельзя помиловать

Есть два типа деятельности: адаптация и развитие. Адаптация – это способность пользоваться тем, что уже есть. Развитие – способность к созданию нового.

Традиционное российское образование строится на основе принципа развития, то есть самостоятельного мышления. А вот ЕГЭ – производное системы адаптивной, основанное на бездумном поиске нужного варианта ответа из пяти предложенных.

Есть такой известный советский мультфильм "В стране невыученных уроков". Его герой, двоечник Виктор Перестукин, попадает в сказочный мир, основой которого служит его собственное невежество, полученное методом адаптации. Для того, чтобы выжить и вернуться домой, Перестукин встаёт на путь развития и начинает мыслить самостоятельно.

Остается загадкой, почему эту простую истину никак не может постичь министр образования России, который сегодня провозглашает целью добраться до высот почти загубленной традиционной образовательной системы.

Поэтому именно сегодня, в День знаний я снова выступаю за отмену системы ЕГЭ и отставку Дмитрия Ливанова с поста главы Министерства образования и науки России. Наших детей давно пора вывести из страны невыученных уроков и вернуть их на путь развития. Иначе система российского образования будет разрушена окончательно.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International