25 февраля Государственная Дума рассмотрела законопроект № 621120-6 "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". От фракции "СР" выступила Елена Мизулина:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, первый заместитель Председателя ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые депутаты! Фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень сложно поддержать этот законопроект. С одной стороны, он, казалось бы, очень простой, потому что это следствие и продолжение той судебной и процессуальной реформы, которая происходит в течение двух лет в Российской Федерации. Связано это с тем, что у нас появились новые судебные инстанции, теперь не три инстанции, их четыре. Пересмотр не вступивших в законную силу приговоров производится в апелляционном порядке, а кассация и надзор оказались проверочными инстанциями и надзорными по отношению к вступившим в законную силу приговорам. Пересматривается теперь подсудность судов разных уровней. И что у нас получилось?
Этот закон идёт вдогонку к основным базовым законам, связанным с происходящей процессуальной реформой, посмотрите и оцените сами.
Из подсудности областных и равных им судов, назовём так: федеральные суды уровня субъекта, исключаются два вида преступлений 131, часть 4, это изнасилование, совершённое умышленно в отношении лица, не достигшего 14 лет, и 132, часть 4, это насильственные действия сексуального характера, совершённые в отношении лица, не достигшего 14 лет. Проще, малолетнего.
И теперь эти преступления кто будет рассматривать? Районный суд. Посмотрите, что такое районный суд и что такое суд субъекта. Кто может быть районным судьёй? Районным судьёй может быть лицо, достигшее 25 лет и имеющее стаж не менее 5 лет, причём, в этот стаж засчитывается, в том числе работа в качестве секретаря судебного заседания и многие другие виды юридической деятельности. Судья уровня субъекта Федерации не менее 30 лет и стаж работы не менее 7 лет. То есть даже из этого понятно, как велика разница между профессионализмом, опытом жизненным, мудростью, между районным судьёй и судьёй уровня субъекта. Но какие права приобретает при рассмотрении таких дел судья районного суда? Наказание-то за эти виды от 12 до 20 лет лишения свободы. Вот и подумайте, какова цена такого рода реформ, в результате которых дети по-прежнему остаются под угрозой очень больших рисков со стороны преступников. Разве можно принимать реформы, которые не улучшают, а ухудшают ситуацию? Вот эти двойственные чувства не позволяют поддержать законопроект и такого рода реформу. Спасибо.