О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Госдума отклонила законопроект "СР" о поддержке малого и среднего бизнеса

21 января 2015

 см. также ↓

21 января Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Проект федерального закона № 492569-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)" представил один из его авторов Андрей Крутов. В поддержку данного законопроекта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Наталья Петухова.

Андрей Крутов:

– Добрый день! Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые коллеги, это законопроект, который внесла группа депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Он является частью пакета наших законопроектов, направленных на поддержку сектора малого и среднего предпринимательства, который мы внесли в Государственную Думу ещё весной прошлого года.

Совершенно очевидно, что с тех времен ситуация в этом секторе только усугубилась. Поэтому и мы, как авторы, и как фракция считаем необходимым его принять.

Основная задача в условиях кризисных явлений в российской экономике – это, прежде всего, сохранение рабочих мест. И плюс необходимость их по возможности увеличивать и преумножать. А с учетом и непростой внешней обстановки, которая складывается вокруг России, мы, несомненно, должны нащупать какие-то точки экономического роста именно внутри нашей страны.

Сектор малого и среднего предпринимательства решает обе эти задачи, он сохраняет и создает рабочие места в России, и одновременно закладывает основу для будущего экономического роста.

Кроме того, совершенно очевидно, что несмотря ни на что, этот сектор является очень значимым для российской экономики, в нем занято 25% нашего активного населения, это почти 17 млн человек, и несмотря на то, что эта цифра ежегодно сокращается в результате непродуманных действий Правительства, объем занятых в этом секторе значительный. Кроме того, этот сектор производит порядка 30% товаров, работ и услуг в экономике.

Для того, чтобы эффективно его развивать и поддерживать, совершенно очевидно нужно определить приоритеты, по которым мы будем двигаться.

Мы для себя такой рейтинг проблем малого предпринимательства давным-давно составили. Первыми там стоят налоги и налогоподобные выплаты.

Второе – это доступ к финансовым ресурсам, в том числе к государственным бюджетным деньгам.

И третий пункт – это ограничение в целом свободы предпринимательства. И наш законопроект каждую из этих проблем отчасти затрагивает.

Теперь по основным пунктам, их, собственно, два, первый касается налогов.

Мы предлагаем в нашем законопроекте положение о недопустимости ухудшения налоговых условий для деятельности малых предприятий. Мы предлагаем не просто принять этот тезис, но и сделать его основным принципом государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в России. Тем более, что подобные и созвучные идеи высказывал в своем Послании Президент Владимир Путин.

К сожалению, со стороны нашего Правительства в последние годы мы видим примеры совершенно противоположной политики, и результаты не заставляют себя долго ждать.

Так, в 2011 году только за счет увеличения социальных взносов мы потеряли 250 тыс. субъектов малого предпринимательства и юридических лиц, в 2013 году порядка 600 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это про налоги.

Второе положение, базовое, которое мы предлагаем в нашем законопроекте, – это воссоздание полноценной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, причём, я подчеркну: воссоздание.

Эти положения успешно и продуктивно действовали и существовали в российском законодательстве с середины 90-х до начала 2000-х годов. И именно в эти годы этот сектор экономики, сектор малого и среднего предпринимательства, развивался гораздо более динамично.

Мы предлагаем меры по организационной и финансовой поддержке, в том числе и в нашем законопроекте.

Прежде всего, мы предлагаем воссоздать Государственный комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства, потому что совершенно очевидно, что департамент в рамках министерства не обладает теми необходимыми лоббистскими в хорошем смысле этого слова механизмами для поддержки этого сектора, для реального отстаивания его интересов.

И, во-вторых, в части финансовых мероприятий мы предлагаем воссоздать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который тоже существовал долгие годы и сейчас находится в стадии ликвидации. Необходимо сделать его основным оператором государственной программы по поддержке малого предпринимательства, которая, собственно, у нас в бюджете и существует.

Теперь очень коротко о замечаниях, которые высказаны в заключениях комитетов и иных структур. Прежде всего, замечания, касающиеся нашего предложения по госкомитету. Там есть аргументы о том, что это приведет к дублированию полномочий или распылению ответственности, но мы-то предполагаем, что это будет ровно наоборот, это позволит в рамках одной структуры эту ответственность и полномочия максимально сосредоточить.

Что касается фонда, мы считаем, что аккумулирование денежных средств и направление их на поддержку малого и среднего предпринимательства именно через механизм федерального фонда позволит максимально сконцентрировать и максимально эффективно использовать бюджетные ресурсы.

Но совершенно очевидно, что перед нами стоит задача – сократить количество посредников, стоящих на пути денег, которые идут в сектор малого и среднего бизнеса, в том числе и из бюджета.

Например, так называемый Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), это структура, которая действует в рамках ВЭБа. Вначале ВЭБ даёт деньги МСП Банку, потом МСП Банк даёт деньги партнерам в регионах и только потом банки-партнёры выдают деньги субъектам малого предпринимательства. В результате маржа этого процесса, банковская маржа возрастает в два, в три раза. Ну, зачем нам лишние посредники? Их, очевидно, необходимо ликвидировать. И таким централизатором финансовых ресурсов может быть именно федеральный фонд.

В заключение я хочу сказать, что все те технические замечания, которые предъявлены к нашему законопроекту, конечно, были сформулированы в иной социально-экономической ситуации. Я думаю, что нынешняя ситуация даёт нам возможность этими замечаниями пренебречь, доработать их ко второму чтению, но обязательно принять этот законопроект, как концепцию, сегодня. Малый и средний бизнес очень сильно нуждается в поддержке на государственном уровне.

Спасибо, уважаемые коллеги.

Наталья Петухова:

– Уважаемые депутаты, о малом бизнесе говорят очень много, и государство для этого дает немало поводов, то увеличивает налоги, то сокращает, то предоставляет "налоговые каникулы", то вводит местные сборы, то создаются какие-то государственные уполномоченные структуры, а потом они ликвидируются, потом вновь создаются другие и так далее. Однако при этом малый и средний бизнес, несмотря на всю эту несистемную суету, как был пасынком для государства, так и до сих пор им остаётся.

Я постоянно слежу за статистикой, в том числе и по малому бизнесу. И могу отметить, что в условиях, когда система статистики в целом совершенствуется и обеспечивает практически онлайн-доступ к самой свежей и полной информации по всем социально-экономическим вопросам и направлениям, нормальной статистики по малому и среднему бизнесу практически нет. Вопрос: почему её нет? Ответ очевидный, потому что этот бизнес у государства не в приоритете.

Именно поэтому в рассматриваемом законопроекте предлагается сосредоточить внимание на малом бизнесе. А именно создать систему государственных институтов для развития управления малым бизнесом, такую систему, которая бы комплексно и последовательно развивала и отстаивала интересы малого и среднего бизнеса.

Именно поэтому предлагается ввести в практику представление ежегодного развёрнутого отчёта о состоянии дел в малом бизнесе, о конкретных мерах по его государственной поддержке и об эффективности этих мер. Мы очень много слышим о том, что что-то происходит, осуществляется бизнес, а о результатах, об эффективности не знаем ничего.

У малого бизнеса очень много нерешённых и нерешаемых годами проблем. Одна из главных – это кредитование малого бизнеса. В существующих обстоятельствах кредитование малого и среднего бизнеса фактически сворачивается, к нам поступает такая информация от предпринимателей.

Малый бизнес в этих условиях пострадает, так как у него практически отсутствуют в собственности сколько-нибудь качественные активы, которые можно было бы предоставить в залог.

Поэтому в законопроекте предлагается внести статью – фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, и одной из основных задач этих фондов является предоставление финансовой помощи, в том числе, на безвозмездной прямой основе. Спасает ли сейчас положение Агентство кредитных гарантий? По нашему запросу Счётная палата проанализировала деятельность за те полгода, которые действует это агентство. Из пятидесяти млрд рублей, которые были предоставлены Правительством агентству, выдано всего 212 гарантий, а у нас почти 4 млн малых и средних предприятий, на сумму 1 млрд 400 млн рублей – это менее 3%. При этом в кредитных договорах в разделе "цель кредитования" даны, как правило, очень расплывчатые и неконкретные формулировки целей.

Очень часто встречается такая формулировка: вложение во внеоборотные активы. А это что может быть? Это могут быть не только основные средства, но и долгосрочные финансовые вложения, и доходные вложения в материальные ценности. То есть получается, что не в реальный бизнес, не в конкретную деятельность, а в личное обогащение, как всегда.

То есть опять создаётся очень сложная посредническая финансовая структура, и вместо прямой поддержки реальной экономики осуществляются вот такие сложные финансовые кругообороты, о которых уже говорилось.

Мы считаем, что необходимо поддержать этот законопроект – это повысит статус малого и среднего бизнеса в стране, обозначит его значимость для государства, повысит ответственность государства за состоянием дел в малом и среднем бизнесе.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International