Александр Агеев о налогообложении в сфере малого и среднего предпринимательства
см. также ↓17 октября Государственная Дума отклонила законодательную инициативу СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – проект Федерального закона № 502252-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (об отмене обязанности организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, по ведению бухгалтерского учета). Законопроект представил один из его авторов Александр Агеев:
– Уважаемые коллеги, наверняка, каждый из нас помнит что-то такое интересное, эксклюзивное, "свое". Бабу Машу, которая носочки вязала шерстяные и которые целые поколения носили – это ведь что-то эксклюзивное, это от души идет. Я, наверное, года два назад познакомился с молодой, интересной девушкой, которая пришла на приём. Отец помог ей накопить деньги, чтобы купить специальный пресс для изготовления таких индивидуальных вещей, как, например, Герб России. Арендовала небольшое помещение, и там же, на месте, сама пишет картины, делает вот такие индивидуальные подарочные вещи. И люди с удовольствием брали, потому что это не штамп, это индивидуальный подход к каждому человеку.
Это называется "малое предпринимательство". Наверняка, все мы с этим знакомы понятием. Потому что каждый раз мы, выходя на трибуну, либо к камерам, мы заявляем о том, что поддерживаем малое предпринимательство и нужно его развивать, в нем должно быть до 60% процентов экономики нашей страны, рабочие места. Каждый из нас об этом хотя бы раз, но говорил.
И на самом деле чуть-чуть похуже всё обстоит, потому что так называемые субъекты малого предпринимательства в основном своём используют упрощённую систему налогообложения. От количества работающих людей зависит, от объёмов денежных. И это индивидуальные предприниматели, граждане, и малые предприятия.
Так вот, так называемое малое предпринимательство, оно, по сути, является донором нашей экономики, в том числе и создавая большое количество рабочих мест. Вот та бабушка, она, на самом деле, сама вяжет, а дочка её продаёт. И мы уже все к этому привыкли. И она зарегистрированный предприниматель. Вот таких примеров много.
Так вот, к сожалению, с 1 января 2013 года, наверняка вы знаете, мы с вами приняли законопроект, по которому субъекты малого предпринимательства, которые используют упрощённую систему налогообложения, чтобы они все работали по так называемым книгам учёта. Есть любая операция: продали, в книгу записали, денежку оплатил, записал. Не надо было вести эту сложную бухгалтерию по всем требованиям, заполняя балансы, не надо было специальных познаний бухгалтерских. Это упрощённая система так называемая.
И с 1 января 2013 года мы с вами отменили для них упрощённый порядок ведения бухгалтерии и ввели дополнительное финансовое обременение. Сейчас никто самостоятельно не справится с ведением полностью бухгалтерского учёта. Эти маленькие предприниматели должны были брать на ставку бухгалтеров. Это сейчас целые классы бухгалтеров, которые сидят дома и ведут там несколько сот предприятий. Им доплачивают эти предприниматели от 50 до 100 тысяч рублей в год. Но только за 2013 год мы с вами потеряли 1 миллион таких предпринимателей малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей.
Разве это не должно навести нас на мысль: что вот тот самый человек, который изготавливает индивидуальные вещи, вынуждена была закрыться, потому что для неё 100 тысяч отдать на бухгалтерию оказалось большой проблемой. И для многих людей точно так же.
Коллеги, наш законопроект, предлагаемый вашему вниманию, предлагает решить проблему оттока граждан и организаций из сферы малого и среднего бизнеса и повысить привлекательность его для дальнейшего развития.
К сожалению, профильный Комитет по бюджету представил отрицательный отзыв на наш законопроект. Хочу поспорить с аргументами, представленными коллегами из Комитета по бюджету.
Прочитав заключение, я в очередной раз убедился, что любой законопроект, подготовленный депутатами из оппозиционных фракций, не фракции большинства, получит отрицательное заключение и не будет принят. К сожалению, это так. Прямо повторяю, что будут любые средства использованы, чтобы задушить этот законопроект.
Какие только аргументы не приводятся ради отклонения законопроекта? Здесь и нарушение Конституции, и противоречие постановлениям Конституционного Суда, и противоречие международным конвенциям. Казалось бы, на самом деле аргументы основательные. Такие названия: Конституция, Конституционный Суд. Но когда начинаешь вникать в их суть, то получается, что нарушение Конституции просто "притянуто за уши". До 2013 года, когда существовала система книги учёта доходов и расходов для представителей малого бизнеса, о нарушении Конституции никто не говорил. А Конституции нашей уже 21 год, она не с 2013 года существует, коллеги.
Постановление Конституционного Суда, на которое делается ссылка в заключении, говорит об открытых акционерных обществах, бухгалтерская отчётность которых не предполагает упрощённую систему налогообложения в силу закона об акционерных обществах. Посоветовал бы коллегам из комитета по бюджету более аргументированно готовить заключение.
Таким образом, государство без достаточных и разумных экономических оснований, обязав по статье 6 указанного закона вести бухгалтерский учёт организациям, выбравшим упрощённую систему налогообложения, создало негативные социальные последствия: сокращение субъектов малого и среднего бизнеса, сокращение количества налогоплательщиков и доходов государства, а также сокращение количества рабочих мест и безработицу.
Коллеги, прошу поддержать.