Дмитрий Горовцов: "В недрах ФТС фактически была изобретена новая схема чиновно-коммерческой сплотки"
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 20 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Горовцов:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги. Два месяца тому назад депутаты от всех фракций Государственной Думы – несколько человек, в том числе и я – были приглашены на чрезвычайное собрание-конференцию АСМАП, нашего крупнейшего российского объединения автомобильных грузоперевозчиков.
Ассоциация представляет интересы более двух тысяч структур, услугами которых пользуется свыше пяти тысяч предприятий страны. В чистом выражении к деятельности этой ассоциации причастны свыше двух миллионов занятых, не считая потребителей. Так что моё выступление – ещё и выполнение обязательств, данных нами, депутатами Государственной Думы, по итогам этой конференции.
Созыв этой чрезвычайки был вызван тем, что ФТС (Федеральная таможенная служба) ввела новации, сводящиеся к дополнительным поборам с грузоперевозчиков. Желающих подробнее ознакомиться с происходящим, отсылаю к публикации в "Новой газете", копии которой были размещены в депутатских почтовых ящиках. Заголовок этой статьи "Шкуродёрня при таможне" символичен и достаточно точно, на мой взгляд, отражает происходящее. Отмечу ключевые моменты возникшей проблемы.
Россия, как и большинство других государств, признаёт в качестве базового документа используемую грузоперевозчиками книжку МДП. Она выполняет две функции, одна – транзитной декларации, позволяющей пересекать границы, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Эта практика основана на нормах международной конвенции, действует с 70-х годов прошлого века и никогда не подергалась сомнению.
Но в июле этого года глава ФТС Бельянинов обязал таможенные посты прекратить пропуск грузов на основании книжек МДП. Теперь это возможно лишь после уплаты некого сбора, гарантирующего выплаты в случае недоставки товаров. Хочешь провезти груз гони "наличку", которую начали взимать шесть коммерческих структур, которые появились сверху по решению главы ФТС.
При этом он придумал ещё и поэтапное введение. То есть в Мурманске и Архангельске книжки МДП действуют, а в Курске или Пскове нет. Ещё веселее эта приказная шизофрения в Ленинградской области, где в Выборге и Кингисеппе действуют разные режимы. Ну а в Махачкале, уважаемые коллеги, остаётся только застыть в изумлении: на таможенном посту обосновалась иностранная фирма из Азербайджана, к слову сказать, именно она и собирает "наличку". Я направил депутатский запрос в ФСБ и жду на него официальный ответ.
Возникает вопрос: зачем глава ФТС превращает таможенников в обслугу этих новых пришельцев, чем они ему так милы, что он идёт на нарушение международной конвенции. Уже 17 стран направили Российской Федерации фактически свои протесты. Выработка встречных мер против России лишь вопрос времени.
Ответ о мотивах действий Андрея Юрьевича надо искать в практике его руководства таможней. Именно при нём на таможне процветала некая коммерческая структура "РОСТЭК", в уставе которой не постыдились прямо записать, что она находится в ведении ФТС. Чтобы понять, какой благостный режим ей обеспечили, сошлюсь на данные Счётной палаты Российской Федерации за 2008-2009 годы. Плановое задание по отчислениям в федеральный бюджет за этот период времени определили таможенники "РОСТЭКу" лишь 12,3 миллиона рулей. А чистая прибыль его составила 440 миллионов рублей.
Нужно учитывать и криминальные последствия подобных чиновно-коммерческих сплоток. В прессе уже сообщалось о направленном в суд деле советника гендиректора "РОСТЭК" Романова старого друга и бывшего сослуживца Бельянинова. Романов обвиняется в создании и руководстве организованной преступной группировкой, которая собирала дань с грузоперевозчиков Брянской области. В обвинительном заключении скромные брянские следователи написали, что деятельности Бельянинова способствовали, цитирую: обширные связи в государственных структурах. Разве не понятно, кто вывел на орбиту? Кто его вывел на орбиту?
В конечном итоге в ситуацию вмешался Президент Путин, который в мае 2012 года дал указание о недопустимости подобных союзов госчиновников с коммерсантами и ликвидации РОСТЭКа.
Я полагаю, что на этом направлении активно поработала и Государственная Дума. Отмечу, что руководство Государственной Думы, а в моём случае руководство "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", обеспечило все возможности для работы думского комитета по транспорту и созданного при нём координационного совета по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых грузопотоков.
Возможно, уважаемые коллеги, мы вам немножко поднадоели своими частыми выступлениями, но именно максимальная информированность всей думской аудитории позволила достичь главного, единого понимания проблемы во всех фракциях Государственной Думы. В результате, новые поправки в закон "О таможенном регулировании" были приняты в такой редакции, которая создаёт все условия для надлежащего функционирования таможни. Теперь всё зависит от исполнителей.
Но именно тут всё не так просто. Как выясняется, за время работы над законом в недрах ФТС фактически была изобретена новая схема чиновно-коммерческой сплотки. В соответствии с приостановкой действия книжек МДП господин Бельянинов расторг соглашение со СВЭП, исполнявшей функцию гаранта в случае недоставки товаров, и передал её этой упомянутой мною "шестёрке". Эти его избранники, отобранные, подчёркиваю, без всякого конкурса, и собирают сегодня с каждой проходящей машины от трёх до десяти тысяч рублей. Поскольку за год таких перечислений насчитывается миллионы, созданный пылесос даст его обладателям миллиардные доходы.
С кем эти баловни судьбы будут делить свой навар, я думаю, понять несложно. Отказ от предыдущего многолетнего соглашения обоснован явно в расчёте на то, что никто по существу разбираться не будет. Оказывается, ОСМАП должна таможне 20 миллиардов рублей. Эти долги ловкачи рассчитывают произвольно, за какие-то немыслимые сроки, а свыше половины этой суммы пени. В аудитории юристов эта демагогия не выдерживает даже элементарного разбора.
ОСМАП вам должен обращайтесь в суды и арбитраж. Представьте исполнительные листы по их решениям и получите деньги. И вот тут-то выясняется, уважаемые коллеги, что 20 миллиардов это фантом. В реальности от ФТС к ОСМАП на рассмотрении в установленном порядке сегодня имеется лишь 8 требований на общую сумму 11,5 миллионов рублей. И при этом срок оплаты по ним ещё не наступил.
Уважаемые коллеги, происходящее показывает, что в системе исполнительной власти явно не отработаны механизмы аварийного реагирования на такие инициативы в отдельных отраслях. Хотя пусть и с опозданием, но всё-таки реакция последовала. На специальном совещании у первого вице-премьера Шувалова главу ФТС обязали остановить его новации. Однако верное решение зачем-то засекретили. Уведомляю вас, уважаемые коллеги, господин Бельянинов, как говорится, забил на это решение Правительства Российской Федерации и продолжает реализовывать свою схему.
По сообщениям с мест от грузоперевозчиков, демонтаж шкуродёров не произведён, а поборы продолжаются. Что в итоге? Мы имеем очевидное превышение власти госчиновников федерального уровня, со стороны Правительства Российской Федерации отсутствие должного контроля за исполнением своего же решения. И наконец, в который уже раз, уважаемые коллеги, полное бездействие прокурорского надзора. Хотя необходимость проверки действий главы ФТС на коррупционную составляющую очевидна.
На наш взгляд, на таможенном направлении необходимо срочно приступить к реализации одной из идей Президента Российской Федерации, изложенных только что в его Послании Федеральному Собранию. Напомню её суть. При органах исполнительной власти и региональных, и федеральных необходимо создавать общественные советы. Главное они должны быть не формальным, так сказать, придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции.
Вместе с тем у членов думского координационного совета имеются серьёзные сомнения в отношении реализации этих предложений Президента. И при сегодняшнем руководителе ФТС подобный совет невозможен.
На критическое выступление в СМИ господин Бельянинов не реагирует, в Думе с момента своего назначения в 2006 году ни разу не был, комитет по транспорту игнорирует. Возможно, как бывший сотрудник разведки, успевший ещё в советские годы поработать в Германии, он знает какие-то, наверное, другие пути-дорожки. Но разбираться с этим не наша функция.
Смысла приглашать и в Государственную Думу мы не видим. Выражаясь медицинским языком, полагаем, что метастазы в таможне системы Бельянинова настолько глубоки, что лечение уже бесполезно. Больной явно не операбелен.
Спасибо за внимание.