Анатолий Шеин о проблемах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 16 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Анатолий Шеин:
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, сегодня на "правительственный час" приглашён министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Трудно недооценить работу МЧС. На сегодняшний день есть определённые сдвиги в сторону стабилизации ситуации с пожарами, техногенными авариями. В то же время обстановка остаётся достаточно тревожной. Приведу некоторые цифры.
За девять месяцев текущего года на территории Российской Федерации произошло 109 тысяч 859 пожаров, в результате которых погибло 7 221 человек, из них 356 детей. Травмировано на пожарах 8 000 человек, спасено 67 346 человек, также спасено материальных ценностей на сумму более 30 миллиардов рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество пожаров и погибших людей снизилось, но, повторяю, ситуация остаётся напряжённой.
Также за девять месяцев текущего года произошло 138 техногенных ЧС это аварии грузовых и пассажирских поездов, авиакатастрофы, ДТП с тяжёлыми последствиями. Также 120 природных чрезвычайных ситуаций, 39 биолого-социальных, в результате которых погибло 441 человек, пострадало 82 тысячи человек.
Если вдуматься в эти цифры, получается, что на территории Российской Федерации практически ведутся военные действия. И это без учёта данных МВД и Министерства обороны.
Вызывают беспокойство ситуации со взрывами на складах боеприпасов. За последние пять лет зафиксировано более 10 подобных случаев. Назову последний случай. 18.06.13, Самарская область взрывы боеприпасов с последующим возгоранием на открытой площадке федерального казённого предприятия Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон. Эвакуировано 6 000 человек, пострадало 49 человек, спасено 48. В результате данного пожара и взрыва погиб один человек.
Не удалось исключить пожары в местах с круглосуточным пребыванием людей. 26.04.13 пожар в психоневрологической больнице номер 14 в посёлке Раменском Дмитровского района Московской области, в результате которого погибло 38 человек.
13.09.13 года пожар в психоневрологическом интернате деревни Луки Новгородской области, в результате которого погибло 35 человек, в том числе, санитарка из обслуживающего персонала.
Я могу и дальше продолжить этот трагический список, но в рамках отведенного времени всего не отразишь.
Одним из основных направлений деятельности МЧС является организация профилактики пожаров в жилом фонде. Ежегодно на территории Российской Федерации происходит более 170 тысяч пожаров, на которых погибает свыше 12 тысяч человек. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" организация и осуществление профилактики пожаров является одной из основных задач пожарной охраны и, соответственно, МЧС России.
Согласно статистическим данным на протяжении нескольких лет обстановка с пожарами имеет положительную динамику на снижение, что в целом свидетельствует о результативности проводимой работы. Вместе с тем относительные показатели в расчёте на 100 тысяч населения в Российской Федерации остаются высокими. Это 113,6 по пожарам, и 8,1 по количеству погибших.
Как показывают ежегодно проводимые анализы, 80 процентов пожаров и 90 процентов гибели на них людей приходится на жилой фонд. Следовательно, данная ситуация в основном зависит от соблюдения правил пожарной безопасности населением. Основные функции по предупреждению пожаров выполняют органы Государственного пожарного надзора. Однако жильё граждан не относится к категории поднадзорных объектов. Здесь необходим комплексный подход к решению данной проблемы, с использованием возможных иных структур власти, в том числе органов внутренних дел, социальной защиты населения, местного самоуправления и других.
Учитывая установленные законодательством ограничения, связанные с доступом в жильё граждан, на сегодняшний день очевидно, что наиболее приемлемыми способами профилактики пожаров жилья является противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Однако законодательно формы и методы данной работы, а также ответственные за её проведение органы чётко не определены. В течение последних лет надзорные органы МЧС России прошли определённый этап реформирования в своём развитии. Вопросы пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в настоящее время проверяются преимущественно в рамках единого надзора.
Учитывая, что в настоящее время органы Государственного пожарного надзора, кроме надзора в области пожарной безопасности, выполняют надзорную функцию в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, принимаемые меры зачастую создают существенную нагрузку на субъекты надзора и вызывают социальную напряжённость.
Встречи и беседы на данную тему с представителями бизнеса различного уровня свидетельствуют о том, что одной из основных причин этого является несовершенство и отсутствие конкретики в нормативно-правовой базе, устанавливающей требования соответствующих направлений их деятельности.
Одновременно имеется вопрос, относящийся к предметам надзора нескольких государственных органов. Более тесные пересечения прослеживаются в направлении надзора в области промышленной безопасности и защиты от ЧС, осуществляемых, соответственно, Ростехнадзором и МЧС России.
Федеральный закон 116 "О промышленной безопасности", выполнение которого контролирует Ростехнадзор, направлен на предупреждение обеспечения и готовности к локализации (ликвидации) последствий аварий и содержит отдельные требования, идентичные приказам МЧС России, например, по созданию систем оповещения, аварийно-спасательных формирований, наличие резервов финансовых средств и материальных... и другое.
Как следствие, за одни и те же нарушения лицо, допустившее их, может быть, привлечено к административной ответственности по нескольким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышесказанного возникает вопрос о том, какая работа проводится МЧС России по совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе исключение лишних требований, а также требований, относящихся к компетенции других надзорных органов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (68-й Федеральный закон), в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем опыт ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций, таких как, например, паводок на реках Дальнего Востока, требующий усилий различных организаций, показывает на недостаточное их взаимодействие на начальных этапах. Взаимодействие как таковое организуется уже непосредственно при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Хотя планирующими документами всё это предусмотрено и должно быть организовано заранее.
Почему органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не чувствуют своей ответственности на этапе предупреждения чрезвычайной ситуации и надеются всё время на то, что кто-то придёт и выполнит за них эту работу?
Это явно видно на примере Дальнего Востока. О паводковой ситуации было известно всем заранее, соответственно, и дамбы можно было построить заранее и снизить масштаб последствий, но власти субъекта не приняли должных мер по минимизации ущерба.
Учитывая, что в принципе силы и средства, особенно в постоянной готовности, в том числе и подразделений МЧС России, своевременно реагируют на информацию о возникновении различных ситуаций, организация их совместной деятельности на начальных этапах запаздывает, ощущается большая инертность работы системы РСЧС на территориях. Встают вопросы о наличии проблем по выполнению всеми, кто входит в систему РСЧС, своих обязанностей и функций и о достаточных мерах по организации деятельности всей системы РСЧС в целом.
Особое место по предупреждению ЧС занимает прогнозирование. В настоящее время в России существуют проблемы с тем, что делать, если известно, что вот-вот начнётся негативное воздействие. Почему люди не хотят, или не могут, или, может, даже не знают, что необходимо делать для снижения последствий от негативных воздействий, в частности, от различных чрезвычайных ситуаций? Опыт Крымска показывает, что при заблаговременном предупреждении о надвигающемся ненастье органы местного самоуправления не приняли должных мер по снижению последствий. Здесь также встаёт вопрос о правильности и достаточной информированности населения о каких-либо ситуациях: почему некоторые категории людей не покидают зоны чрезвычайных ситуаций или действуют вопреки рекомендациям спасателей.
Вопрос достаточно сложный, и в рамках того времени, которое отпущено, 10 минут, все проблемы, которые сегодня существуют в этой области, не отразишь. Но я бы хотел ещё затронуть вопрос.
Буквально в декабре будет два года с тех пор, как работает данный созыв Государственной Думы, но за эти два года ни разу не были проведены занятия ни с депутатами, ни с обслуживающим персоналом, не было проведено никаких тренировок. Непонятно, где находятся убежища в Госдуме, и что необходимо делать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому есть над чем работать, а вам, уважаемые коллеги, спасибо за внимание.