О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Агеев: Дальнейший путь развития службы судебных приставов видится в переводе ее на "электронные рельсы"

19 сентября 2013

 см. также ↓

18 сентября в Екатеринбурге открылась VI международная научно-практическая конференции судебных приставов. На мероприятии выступил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Агеев:

– Добрый день уважаемые участники конференции, дорогие друзья!

Прежде всего, позвольте мне по поручению комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству приветствовать участников международной конференции и пожелать Вам плодотворной и успешной работы.

Являясь первым заместителем председателя комитета, я отвечаю за развитие законодательства в сфере нотариата, адвокатуры и исполнительного производства.

Находясь в тесном сотрудничестве с руководством Федеральной службы судебных приставов, нам удается весьма продуктивно, особенно в последнее время, оказывать влияние на совершенствование вопросов службы, сокращения их нагрузки, улучшения взаимодействия с другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти.

Особенно это актуально на фоне существенного увеличения задач, которые ставит перед службой судебных приставов государство.

Судите сами. За последнее время существенно увеличена нагрузка на службу. Это и дознание, и розыск должника и ребенка с целью его отобрания, осуществления функций выдворения за пределы страны, обеспечение исполнения постановления суда об обязательных работах.

Ежегодно на исполнении в ССП находится до 50 миллионов дел. Нагрузка на одного судебного пристава составляет 2100 дел, а в некоторых регионах она доходит до 2500 дел.

С целью снижения нагрузки нами принят ряд законов: Федеральным законом № 49-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ в части увеличения сроков добровольной уплаты административного штрафа до шестидесяти суток, а также увеличения сроков направления постановления о наложении административного штрафа для исполнения судебному приставу-исполнителю до десяти суток. Сегодня судебному приставу-исполнителю не направляются требования налоговых органов о взыскании недоимок на сумму менее 1500 рублей. Эти меры, по данным службы судебных приставов, позволили снизить нагрузку на 12%.

До внесения изменений в статью 67 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель был вправе устанавливать ограничение на выезд за пределы Российской Федерации в отношении любого должника, независимо от размера задолженности, что часто приводило к несоразмерности суммы долга и негативных последствий в виде ограничения выезда, в связи с чем нарушался один из принципов исполнительного производства – соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, на практике имелись случаи, когда судебный пристав-исполнитель не располагал информацией о причинах неисполнения должниками требований исполнительных документов, что приводило к необоснованному вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации.

Федеральным законом № 206-ФЗ внесены уточняющие изменения в часть 1 статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которым, судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации только в случае неисполнения должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований исполнительного документа имущественного характера, сумма задолженности по которому, превышает десять тысяч рублей.

Кроме того, временные ограничения на выезд за пределы РФ применялись в отношении всех категорий должников. В связи с этим, мною была реализована законодательная инициатива по освобождению от ограничений на выезд такой категории должников, как пенсионеры, которые осуществляют платежи из пенсии в размере 50%, и пенсия у них является единственным источником дохода. На мой взгляд, вполне логичная норма, являющаяся той самой уважительной причиной, когда у должника пенсионера нет других источников дохода, а ему запрещают выехать к родственникам на похороны, на лечение, в гости к детям, если они оплачивают ему дорогу. Вместе с тем, возросшая нагрузка несоизмерима с уровнем заработной платы судебного пристава.

В декабре прошлого года на встрече с Премьер-министром Дмитрием Анатольевичем Медведевым я, в нарушение протокола и обозначенной темы встречи, напрямую задал вопрос о необходимости повышения заработной платы судебным приставам.

Хочу сделать маленькое отступление. Есть малоизвестный исторический факт. Когда в конце 40-х годов к И.В.Сталину принесли список профессий, которым необходимо повысить заработную плату, он, дойдя до строки "Работники торговли", вычеркнул ее и приписал: "Эти... сами себя прокормят". Я надеюсь, руководство страны не по тем же причинам затягивает повышения зарплаты. Пристав как гарант конституционных прав граждан должен иметь достаточный и обоснованный доход. Поверьте, мы добьёмся!

Буквально перед выездом сюда мне поступило письмо от начальника ССП по обеспечению безопасности деятельности судов г. Нижневартовска Денисова Евгения Валерьевича, который упрекает меня в том, что я, выступая на пленарном заседании Госдумы в декабре прошлого года "Пускал пыль в глаза", когда призывал коллег проголосовать за поправку об увеличении заработной платы судебным приставам. А как проголосовала Госдума? К сожалению, большинство депутатов не поддержали мою инициативу.

Возникает парадоксальная ситуация. Мы увеличиваем нагрузку судебным приставам, а зарплату повышаем другим органам, выполняющим правоохранительные функции. Неудивительно поэтому, что если в 2009 году в территориальных органах ФССП России текучесть кадров чуть превышала 13 %, то в 2010 составила уже 16,6 %, а в 2011 приблизилась к 21%. По итогам работы за 2012 год данный показатель превысил 22,5 %. Кроме того, в таких субъектах Российской Федерации как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в ряде районных отделов судебных приставов за год личный состав меняется практически полностью.

А государство уже поставило новую задачу – служба судебных приставов должна быть укомплектована сотрудниками только с высшим юридическим и экономическим образованием. С учетом изложенного, возможно ФССП России будет затруднительно реализовать новые требования. Вместе с тем, надо признать, что граждане сегодня не проявляют к службе особой симпатии, причем как взыскатели, так и должники. Это происходит порой из-за откровенного хамства и низкого профессионализма отдельных представителей службы.

Наверное, многим известен факт, когда несколько лет назад неудачная жилищная сделка привела к выселению семьи Деулиных из квартиры в Нижнем Новгороде. При этом приставы провели предусмотренную законом процедуру – опись вещей, которые надлежит принять, выражаясь юридическим языком, на ответственное хранение. Но только процедура эта очень напоминала арест.

Вот выдержки из описи. Последовательность и пунктуация сохранены.

"1. два детских горшка (красный и розовый)
2. игрушка утенок
3. игрушка машина
4. игрушка лошадь-качалка
5. ведерко детское зеленое...
...18. сломанный телефон САНИТО...
...21. носки – 4 шт...
...60. тапочек – 1 шт..."

В документе, составленном судебным приставом Канавинского района Нижнего Новгорода С. Вагановой, 399 позиций. Встречаются и вещи, представляющие определенную ценность, – например, телевизор, DVD-проигрыватель и прочее. Но тут же и "кубики набор", и "одна туфля", и "трусы 2 шт."... Исполнители скрупулезно описали, опечатали, а затем отправили на хранение все подчистую, не оставив выселяемой семье даже непарного тапка.

Понятно, что должник должен по закону отвечать по своим обязательствам и исполнять решения суда. Но в то же время и судебным приставам никто не дает права действовать, нарушая нормы того же закона морали. Пока мы будем так по-хамски относиться к закону, а думать только о показателях ведомства, самой системы, ничего хорошего у нас не будет. В правовом, цивилизованном обществе должна быть мораль!

Проявления хамства и низкого профессионализма просто недопустимы. Судебные приставы обязаны описывать все имущество по закону, но ведь они могут оставить его на ответственное хранение у должника. Этого закон не запрещает.

Однако, мне очень хорошо известна позиция директора ФССП по отношению к нерадивым сотрудникам. Он с такими, расстается быстро и без сожаления.

А возвращаясь к приведенному примеру, возможно, стоит подготовить законопроект о запрете описи малоценного имущества должника. Детали можно доработать с ведомством.

В нашем законодательном портфеле имеется еще много инициатив, направленных на совершенствование деятельности службы судебных приставов. Только за первую неделю работы Государственной Думы были приняты два очень важных закона. Один из них подготовлен мной в группе соавторов, второй внесен Правительством РФ. Это два фундаментальных документа, позволяющих более четко осуществлять функции по реализации имущества должника. В частности, предложено самому должнику реализовывать свое имущество стоимостью до 30 000 рублей, повышается исполнительский сбор с 7 до 10%, при расследовании особо сложных исполнительных производств возможно создание групп судебных приставов.

Расписан механизм сноса самовольного строения и выселения должника из помещений.

Вместе с тем, дальнейший путь развития обновленной системы принудительного исполнения и службы судебных приставов видится в следующем направлении: служба должна быть полностью переведена на "электронные рельсы".

Так, на официальном сайте ФССП, в разделе "Банк исполнительных производств" должен появиться "личный кабинет", в котором каждый должник должен видеть все документы и действия, проводимые судебным приставом по каждому исполнительному производству, в том числе и по ограничениям, наложенным на должника.

В 2012 году ограничения по выезду за рубеж были применены к более 500 тысячам граждан. Да, это сегодня наиболее действенная форма стимулирования возврата долга.

Но почему многие должники узнают о существовании задолженности, только проходя пограничный контроль?

Значит, недостаточно служба работает по извещениям о наличии задолженности, не информирует должников о введенных ограничениях.

Эту проблему, отчасти должно решить создание "личного кабинета" на сайте ФССП. В этой связи, мне понравился рассказ директора ФССП об опыте работы финских судебных приставов с использованием компьютерных технологий.

Или взять проблему реализации арестованного имущества.

Как показывает практика, только небольшой процент арестованного и переданного на торги имущества должников находит новых хозяев.

Большая доля переданной приставами собственности в Росимущество – это малоценный и неликвидный товар: расходы на рекламу и организацию торгов зачастую превышают его стоимость и не приносят результатов. Так, например, учитывая затраты на транспортировку, обычная мелочь становиться "золотой". Существующая система оценки имущества и его реализации требует кардинальных изменений. Необходимо разработать и внести законопроект на этот счет.

Один из наиболее эффективных способов снизить риски злоупотреблений и коррупции на рынке арестованного имущества – это проведение открытых аукционов в электронной форме. Такая система является наиболее прозрачной и открытой, исключает возможность сговора за счет анонимности подачи заявок, а помимо этого, позволяет добиться экономии бюджетных средств на рекламу. Полагаю, время уже настало. Необходимо, на мой взгляд, подготовить законопроект об изъятии из функций Росимущества продажу арестованного имущества.

Не зря в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в качестве торговых площадок был сделан выбор в пользу электронных операторов. Такая же ситуация и с реализацией имущества организаций должников (банкротов), где вся реализация проводится на аккредитованных электронных площадках. Принцип продажи имущества банкротов в целом схож с принципом продажи арестованного имущества и может быть взят за основу.

Я изучал опыт работы таких площадок. Если рассмотреть схему продажи имущества банкротов на примере конкретной электронной площадки аккредитованной в соответствии с действующим законодательством, это ООО "ЭП "Вердиктъ", то можно отметить, что в качестве организаторов торгов могут быть как арбитражные управляющие, так и специализированные организации (схоже с Исполнительным производством по реализации арестованного имущества). Большой положительный эффект от такой реализации, помимо тех эффектов что были озвучены ранее, это легкий доступ на саму торговую площадку и свободное участие в торгах из любой точки страны и всего мира, единственное условие: доступ к системе Интернет и соблюдение процедуры участия в торгах. Пользуясь случаем участия в конференции директора службы судебных приставов, предлагаю:

В качестве пилотного проекта отработать систему реализации арестованного имущества на данной площадке. Ввести систему аккредитации и последующим ее подтверждением. "Электронная площадка "Вердиктъ" имеет огромный потенциал технических возможностей для реализации данного проекта (наличие надежных аппаратных средств хранения, защиты информации), опыт работы по реализации имущества как путем обычных продаж, так и по условиям проведения конкурсов, что немаловажно при реализации государственного имущества. В тоже время, площадка пока не загружена реализацией товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, что позволит техническому персоналу быстро настроить и проработать реализацию арестованного имущества.

Ну и наконец, дальнейшая модернизация сферы принудительного исполнения должна ознаменоваться кодификацией законодательства об исполнительном производстве. Это связано с тем, что многие проблемные вопросы исполнительного производства так и не получили своего разрешения в ранее принятых федеральных законах, возможно осторожнее надо относиться к вносимым законопроектам, исключить "вкусовые подходы", которые порой не изменяют принципа той или иной нормы Закона "об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", а делают их более красивыми с точки зрения того или иного субъекта законодательной инициативы.

В заключение хочу сказать, что я верный сторонник службы судебных приставов и буду делать все от меня зависящее для того, чтобы работа в службе судебных приставов стала привлекательной и престижной.

Благодарю за внимание!

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International