О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты
См. также
разделы
Партия в СМИ

Пора остановиться

Депутаты готовы законодательно поддержать замораживание тарифов

17 сентября 2013

 см. также ↓

Начало осенней сессии российского парламента совпало с оглашением информации о планах правительства РФ отказаться от индексации тарифов естественных монополий в 2014 году. Если такое намерение действительно будет осуществлено, отечественная промышленность получит дополнительный резерв для развития. А мотор промышленности – энергетика – в условиях жестких тарифов должна озаботиться возможностью достижения заданного результата при минимальных ресурсных затратах. Об этом и о других законодательных инициативах, которые планируется рассмотреть в осеннюю сессию, корреспондент побеседовал с главой Комитета Госдумы по энергетике, доктором экономических наук Иваном Грачевым.

– Повлияет ли каким-то образом намерение правительства заморозить тарифы на работу законодателей? Очевидно, понадобится отдельный закон?

-Мы готовы законодательно поддержать инициативу правительства и в кратчайшие сроки рассмотреть необходимые законопроекты. Решение правительства ввести мораторий на тарифы (если оно будет осуществляться) давно ожидаемое. Экономика может пойти в гору при соблюдении трех необходимых условий. Первое – уменьшение налогов на реальное дело – имея в виду нашу промышленность, и "невиртуальное", скажем так, предпринимательство. Второе – мораторий цен на энергию.

И третье – ослабление рубля, хотя эта мера должна быть осторожной и сопровождаться социальными компенсациями. Реализовав все три названные меры в комплексе, правительство могло бы продемонстрировать стратегический подход. Пока же мы наблюдаем множество мелких тактических действий, правильных и неправильных.

– Ранее вы говорили, что нужно сначала остановить тарифы, а потом, отталкиваясь от этого, искать все "утечки" и оптимизировать резервы. По-прежнему так считаете?

– Это абсолютно необходимо. Без такого ограничения ни у кого никогда не возникнет желания оптимизировать расходы. Зачем, если жить хорошо можно и по линии наименьшего сопротивления? Повышать цены и плодить посредников, раздувать штаты и выплачивать "золотые парашюты", давать откаты и брать. Один из актуальных примеров – положение с гарантирующими поставщиками. Статус гарантирующего поставщика дает право приобретать электроэнергию на оптовом и продавать на розничном рынке. У нас есть компания "Российские сети". С февраля нынешнего года в целом ряде регионов они приняли на себя обязанности гарантирующего поставщика и успешно с этим справились. Была обеспечена устойчивая работа без посредников, платежи на оптовый рынок приблизились к 100 процентам – такого давно не случалось. Казалось бы, чего еще желать? Но отыскались покровители, посчитавшие, что отсутствие посредника на рынке бросает тень на чистоту реформы электроэнергетики. И сети в итоге не допущены к конкурсам на статус гарантирующего поставщика. Всем ведь ясно, кого поддержат руководители регионов. Руководителям областей и краев важна не теория, а реальная предсказуемость – они имеют дело напрямую с населением и бизнесом, которые нуждаются в гарантированных поставках электроэнергии.

– Но ведь в вашем комитете готовились поправки к закону об электроэнергетике?

– Да, еще весной были подготовлены поправки, юридически обосновывающие понятия "перекрестного субсидирования", "последней мили" и т.д. Не обошлось, конечно, без споров. Однако документ в комитете принят уже во втором чтении, а в Госдуме – в первом. И сейчас, в осеннюю сессию, мы эту работу продолжим. При комитете действует на постоянной основе экспертная группа "Честный энергетик". В конце 2012 года эксперты подали предложения к законопроекту, открывающему возможность сетям напрямую работать с потребителями электроэнергии. Вместе с группой депутатов-единомышленников я намерен внести это на рассмотрение. И мы очень надеемся, что государственный подход к указанной проблеме в итоге все же перевесит. Идеология идеологией, но здравый смысл должен возобладать. На одной чаше весов у нас структура, имеющая на балансе конкретное имущество, недвижимость и огромные производственные комплексы. Трудно себе представить банкротом "Российские сети" либо какой-то его региональный филиал. А на другой чаше – "юридические лица", которым, кроме статуса этого, часто вообще ничего не принадлежит! И когда они банкротятся, что тоже нередко случается, с них в имущественном плане нечего даже спросить. Может ли такое положение быть выгодным для государства? Однозначно считаю, что нет.

– Очень важный резерв – энергосбережение. По данным экспертов, создание более совершенной правовой базы в этой сфере позволит добиться до 40% экономии в нергопотреблении.

– Принятый в 2009 году закон об энергосбережении и о повышении энергоэффективности оказался своевременным, но при этом существенно не повлиял на энергоэффективность всей российской энергосистемы. Работа над поправками в этот закон будет продолжена в осеннюю сессию. Идут консультации с министерством, обсуждаются детали. Самое главное – это расширение области применения. Потому что самые большие потери не в быту, а закон в основном про быт. Взяли у нас сожгли газ на тепло, сожгли с вдвое меньшей эффективностью, чем в Европе, потому что устаревшее оборудование и технологии. Дальше – изношенные сети. В итоге остается процентов 15, и на этих 15% будут ставить какие-то энергосберегающие лампочки. Второе – нужно вводить "пряники". Один из таких "пряников" – налоговые преференции тем, кто действительно осуществил энергоэффективные мероприятия и чего-то в этой части добился. Он сделал вложения, и нужно дать ему налоговые льготы, как, например, в Германии. А третья часть связана с системой тарифообразования. Нужно сделать тарифы фиксированными, чтобы тот, кто провел эти мероприятия по экономии, могли извлекать прибыль.

– В планах комитета на осеннюю сессию есть пункт о законодательном обеспечении развития гелиевой промышленности. Расскажете подробности?

– Это очень важное направление. Гелий применяется во многих сферах: в медицине, в ВПК, в ядерной энергетике. В стране огромные богатства, и тут нам надо брать пример с американцев, у которых газохимия – приоритетное направление. А наш газ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке по химическому составу как раз очень богатый и сложный. И грешно таким подарком природы не воспользоваться. В комитете вопрос развития наших дальних территорий будет рассматриваться комплексно. Получить там отдачу непросто – государству придется серьезно потратиться. В идеале, на мой взгляд, делать это следует через инновационное законодательство. То есть средства вкладываются в новые технологии, и на старте обеспечивается льготный режим по налогам. Тогда все заработает.

-У нас на Востоке ведь огромный рынок, в какой-то степени даже альтернативный европейскому...

– Сейчас наши компании заключают долгосрочные контракты на поставку СПГ. Там целый клубок вопросов – об условиях экспорта, о либерализации рынка и прочие. Их ставят перед правительством. Мы тоже все это будем рассматривать и готовить законодательные инициативы и предложения с учетом интересов государства.

– Что сейчас вы вкладываете в эти слова?

– Есть базовые принципы, от которых следует отталкиваться. Думаю, итоги реформы РАО ЕЭС нас многому научили. Вспомните, когда Владимир Путин перед президентскими выборами 2012 года обвинил ряд руководителей энергокомпаний в коррупции, сомнительных закупках, выводе средств через офшоры, мало кто ожидал структурных изменений. Однако произошли изменения, затронувшие саму идеологическую ткань проведенной ранее реформы – я имею в виду воссоединение частей электросетевого комплекса. И это произошло не потому, что Игорь Сечин, допустим, меньше рыночник, нежели кто-то из правительства. Нет. Просто сама жизнь заставляет отходить от ложных ценностей. И обращаться к тому, что приносит результат.

Моя позиция всегда была такая, что разгром или растаскивание единых энергетических систем – штука вредная. Мировой рынок сейчас настолько непредсказуем, что стабилизирующая роль государства должна быть существенно увеличена. И ослаблять ее нельзя ни в коем случае.

Источник: Российская газета

См. также
разделы
Партия в СМИ
Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International