Сергей Доронин: Россия вступила в ВТО на крайне невыгодных для себя условиях
см. также ↓22 августа исполняется ровно год, как Россия после 18 лет переговоров официально вступила во Всемирную торговую организацию. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Доронин оценил ситуацию в сельскохозяйственной отрасли после вступления в ВТО и рассказал, с какими трудностями за этот год столкнулись российские сельхозпроизводители:
– Я уже неоднократно говорил о том, что отечественные крестьяне от присоединения к ВТО только проиграли. Есть официальные данные, свидетельствующие о катастрофическом падении производства. Есть наглядные примеры хозяйств, которые вынуждены сворачивать деятельность, потому что всего за год она стала нерентабельна.
Особенно негативно вступление в ВТО сказалось на свиноводстве, молочной отрасли, сельхозмашиностроении. В свиноводстве, например, начиная с 2006 года, наблюдался рост рентабельности, который к 2012 году достиг 20-25%. Соответственно, этот уровень рентабельности подстегивал к инвестированию в отрасль при расчетной окупаемости в 7-8 лет. Далее мы вступили в ВТО, и всего за год рентабельность в отрасли буквально рухнула. Основная масса свинокомплексов получила убыточность в 15-20%. Похожая ситуация в смежных отраслях. За примером далеко ходить не надо. В середине июля я встречался с жителями Арбажского и Яранского районов Кировской области. Представители местных сельхозпредприятий в один голос спрашивают: "Как нам жить дальше?". Цены на зерно и корма выросли, закупочные цены на отечественное мясосырье с увеличением импорта, наоборот, снизились.
Сейчас даже на самых современных российских предприятиях затраты на производство свинины превышают стоимость ее реализации на 16 рублей с каждого килограмма. Предприятия несут многомиллионные убытки, которые несопоставимо больше объемов дополнительной господдержки.
При вступлении в ВТО российской стороной был согласован уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей в размере 9 млрд долларов с последующим сокращением до 4,4 млрд долларов к 2018 году. Так вот из обещанных 9 млрд долларов в 2013 году производители по факту получат только 5,7 млрд долларов, то есть половину. Прогнозируемая потребность производителей к 2018 году составит 7,1 млрд долларов, а рассчитывать, по условиям ВТО, они могут максимум на 4,4. И чем дальше, тем сильнее этот разрыв будет увеличиваться.
Плюс к этому мы открыли национальные границы импортерам. На примере свинины это очень хорошо просматривается. Обнулена пошлина внутри квоты на импорт свинины. Сама квота выросла. Снижена с 75% до 65% сверхквотная пошлина. В 8 раз снижена ввозная пошлина на живых свиней. В результате только с августа по декабрь 2012 года мы получили рост импорта внутри квоты на 26%, а сверхквотного – почти на 100%. В перспективе с 2020 года квоты на свинину и вовсе отменят. Очевидно, что в таких условиях инвестирование в отрасль невыгодно.
Переговоры о вступлении в ВТО шли очень долго – здесь у России лидирующие позиции. В стране менялась власть, правительства, и от этого четкой стратегии и понимания, зачем нам все это нужно, не было. Я не против вступления в ВТО в принципе – мы должны интегрироваться в мировое экономическое пространство. Но нужно четко осознавать, зачем и на каких условиях мы это делаем. В случае с Россией речь идет о несоразмерности тех преференций, которых мы могли добиться, и тех, которые мы в итоге получили. Россия вступила в ВТО на крайне невыгодных для себя условиях.
Здесь показателен пример Китая. Китайское руководство заняло крайне жесткую позицию, отстояв все принципиальные для страны позиции. Почти 12-летний период членства Китая в ВТО принес стране рост экономики, открыв мировые рынки. И мы с вами повсеместно наблюдаем засилье китайскими товарами.
Но успех Китая еще и в модернизации производства. Страна сначала модернизировалась, и только потом вступила в ВТО, и по такому пути шли практически все государства. В нашей стране ситуация несколько иная. Государство в середине нулевых объявило сельское хозяйство приоритетной отраслью. Были разработаны программы госпомощи: нацпроект "Развитие АПК", ФЦП "Социальное развитие села". С 2014 года начнет действовать программа "Устойчивое развитие сельских территорий". Аграрии, инвесторы почувствовали стабильность, начали вкладываться в производство. Началась модернизация, активная фаза которой должна была закончиться к 2020 году. К этому же году должна быть выплачена основная масса инвестиционных кредитов. На середине этого пути, полумодернизировавшись, страна вошла в ВТО. Естественно, что мы не в состоянии конкурировать с развитыми странами. Нас задавят импортом.
Есть такое понятие, как продовольственная безопасность страны. Если совсем просто – это способность государства, вне зависимости от ситуации на мировых рынках, обеспечить своих граждан собственной продукцией. Так вот, сегодня доля импорта свинины уже более чем в два раза выше, чем предписано Доктриной продовольственной безопасности.
Одна из главных проблем АПК – закредитованность. Чтобы предприятия могли рассчитаться с долгами, сохранить потенциал для инвестирования, им нужны "длинные" кредиты. Поэтому необходимо пролонгировать выплаты по уже выданным инвесткредитам на срок до 10-15 лет с сохранением субсидирования. Далее необходимо "привязать" объемы предоставляемых дотаций к единице выпущенной продукции, площади обрабатываемой земли, поголовью скота. При этом нужно серьезно снижать процентную ставку по кредитам для сельхозпроизводителей. Практика показала, что высокая, необоснованная кредитная ставка затягивает производителей "в долговую яму".
Эти меры во многом смогут обеспечить минимально-гарантированную рентабельность предприятий отрасли на уровне 10-15%. То есть того уровня рентабельности, когда отрасль становится интересной для потенциальных инвесторов.
Вообще, мы проблему ВТО обсуждаем практические на каждом заседании аграрного комитета в Госдуме. Все понимают, что в отношении наших производителей нужно принимать пакет защитных мер, в том числе и те, что я озвучил. Эти меры согласованы и поддержаны аграриями. Но в конечном итоге мы упираемся в принципиальную позицию российского Правительства, которое, по всей видимости, избрало другой путь, и это, к сожалению, не путь развития сельского хозяйства.