24 мая Государственная Дума приняла во втором чтении т.н. "закон о реадмиссии". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Нилов. По его мнению, предлагаемые поправки не только не решают проблем нелегальной миграции в России, но и по сути смягчают многие требования по отношению к мигрантам:
– Уважаемые коллеги! Во втором чтении сегодня рассматривается законопроект о "реадмиссии". Хочу напомнить, что этот термин означает ту же депортацию, но только в страну, из которой прибыл мигрант, а не на территорию той страны, чьим гражданином он является.
В случае принятия мигрантом решения о "самовывозе", его отпускают. Но! Если он по дороге заблудился, потерялся, передумал наказание не предусмотрено. Процедура всего лишь возобновляется. Самое интересное, что при добровольном выезде это даже и не реадмиссия. Выехал к себе, на следующий день возвращаешься (по статусу – не реадмиссированный) чистенький. И так может быть до бесконечности. Для подобных "возвращенцев" не действует принятый только что нами законопроект об увеличении невъездного срока с 5 до 10 лет.
Здесь стоит упомянуть о второй поправке, которая "спорит" с предыдущей и предусматривает уменьшение срока с 5 до 3х лет, и не просто для нарушителей, а для злостных нарушителей, по которым принято решение о реадмиссии.
Самая острая и дискуссионная – третья поправка, которая концептуально меняет этот закон, который в первом чтении был безобидным и даже полезным для экономии бюджетных средств.
Согласно принятой концепции, если депортируемый гражданин готов сам купить билет или за него это делает третья сторона, процедура реадмиссии приостанавливается.
Третья поправка, которую предложила ко второму чтению "Единая Россия" в лице депутата Курбанова, предусматривает приостановление реадмиссии в том случае, если его выдворение будет связано с угрозой жизни и здоровья (здесь, как вы понимаете, и ВИЧ, и туберкулез, и наркомания – все это будем лечить, сами понимаете, долго). Такова первая часть поправки.
Это не все! Процедура реадмиссии приостанавливается и в случае смерти ближайшего родственника, временно пребывающего на территории России, либо, в случае его тяжелого заболевания.
Но и того мало! Эта процедура приостанавливается, если мигрант подает прошение о признании его беженцем или просит предоставления политического убежища. Реадмиссия не проводится до тех пор, пока не будет вынесено решение. А сколько оно будет выноситься – закон не определяет.
Но и на том не конец! Господин Курбанов перечисляет все стихийные бедствия, эпидемии, которые приостанавливают процедуру депортации. Как обстоятельства непреодолимой силы! До их устранения мигрант остается в стране. А эпидемии бывают долгими, как мы знаем. То кишечный грипп, то китайский, то еще какой-нибудь. Вот тебе и длительная эпидемия
Но и это не самое интересное! Читаем дальше.
Реадмиссия приостанавливается в том случае, если депортируемый высказал намерение воссоединиться с семьей. Если он имеет родственника-гражданина РФ и своей целью указывает воссоединение с семьей в соответствующем заявлении, то процедура "тормозится". Какого уровня должен быть родственник – не уточняется. Двоюродная тетя троюродного племянника родной сестры отца – тоже пойдет!
В поправке номер 4 предлагается лиц, "приговоренных" к депортации, но совершивших побег при перевозке из точки А в точку Б, либо из учреждения, в котором депортируемый должен находиться по закону, наказывать "сурово" штрафом от 4 до 5 тысяч рублей, либо арестом на срок до 15 суток, если поймают беглеца. Это не абсурд?
Что это за наведение порядка такое, если приговоренный к выдворению за пределы нашей страны мигрант, да еще и совершивший побег, получает такое наказание (если еще поймают). Непостижимо гуманно, не правда ли?!
Пятая поправка предусматривает увеличение количества дней, которые "приговоренный к депортации" мигрант будет находиться в исправительном учреждении, приближенном к границе страны, предназначенной для депортации. Было 30 – стало 90 дней. Не понимаю, для чего это делается. Это забота о выдворяемом преступнике? Для чего увеличивать количество дней, предоставляемых для того, чтобы выдворяемый находился ближе к границе государства, куда он будет выдворен? Для акклиматизации, приобретения южного загара? Это ведь, как правило, должны быть южные границы.
Шестая поправка. Здесь теоретический спор, принципиальный спор. Предлагается предоставить право обращения в суд гражданам, не согласным с решение о реадмиссии, у которых нет на руках никаких документов, достаточно предоставить "лапы, хвост и усы", как Матроскину. Для своих граждан такое нереально ни по какому вопросу, для чужих – пожалуйста!
Мы для "Скорой помощи" требуем страховой полис. А тут в суд – обращайся без документов, адреса, справки, прописки...
В общем и целом, хочу обратиться к коллегам и сказать, что поспешность в принятии данного законопроекта, а он комитетом был рассмотрен 22 мая (день заседания Государственной Думы, не комитетская неделя. Сегодня мы только получили во время заседания ГД текст поправок) приведет к абсурдным, непредсказуемым результатам. Особенно прошу перед третьим чтением внимательно еще раз ознакомиться, за что вы голосовали сейчас во 2 чтении!
Фракция СР против этих поправок и если, они будут приняты, мы будем не просто против этого закона в целом, а категорически против, с привлечением внимания общества к такой "борьбе с нелегальной миграцией в России".