В Госдуме заслушали доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
см. также ↓21 мая Государственная Дума заслушала доклад Владимира Лукина "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год". Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Виктор Шудегов и Елена Мизулина. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы:
Виктор Шудегов:
– Владимир Петрович, как вы знаете, 30 декабря Правительством принято постановление под номером №2620-р, которое получило название "Дорожная карта" в области образования. В соответствии с ней предполагается существенно увеличить нормативы числа школьников, приходящихся на одного учителя. Сейчас – это 10,9, а будет до 13. Это приведет к необходимости сократить 90 тысяч учителей.
Не считаете ли вы это массовым нарушением прав наших работников образования, потому что в остальных сферах также будут проводиться сокращения?
И я считаю, что вы должны думать не только о том, чтобы уже принимать меры по случившимся нарушениям, но и проводить упреждающие мероприятия.
Спасибо.
Владимир Лукин:
– Отвечу с учетом того обстоятельства, что Федеральный конституционный закон об Уполномоченном запрещает Уполномоченному заниматься политикой, а проблемы распределения бюджета в различные сферы – это самая что ни на есть политика, самая основная политика.
Поэтому я не буду вдаваться в вопрос о том, как распределять бюджет, это, скорее, ваша прерогатива. Но я хотел бы сказать как человек, который окончил педагогический институт и имеет диплом учителя русского языка, литературы и истории, преподавать и вообще работать с детьми в классе, где больше 40 человек – это, безусловно, малоэффективное дело.
И, разумеется, образование и медицина – это главная проблема, которая перед нами стоит. В свое время была такая формула: франко-прусскую войну выиграл прусский учитель. Не солдат, а прусский учитель. Поэтому, если вообще говорить о патриотизме, то самое патриотичное, что можно сделать – это создать адекватные, серьезные, достойные и уважительные условия для наших учителей и преподавателей. Тогда мы будем гарантированы на перспективу.
Председательствующий:
– Спасибо.
Елена Мизулина:
– Уважаемый Владимир Петрович, в адрес депутатов нашей фракции поступили обращения о нарушениях прав граждан, содержащихся в омских колониях 6 и 7. Ситуация аналогична тому, что имело место в Копейске Челябинской области – угроза применения сексуального насилия. Думаю, вы знаете, что сегодня уголовной ответственности за пытки, бесчеловечное обращение с осужденными так же, как и с лицами, содержащимися в других закрытых учреждениях типа психиатрической больницы, включая сексуальное насилие и угрозу сексуального насилия над осужденными, не существует, в отличие от советского времени.
Но опасна ситуация еще и тем, что в Омской области, как и в Челябинской области, председателем общественной наблюдательной комиссии является бывший начальник колонии №7, на которую имеют место жалобы. Совершенно очевидно, что если общественным контролем над такими учреждениями будут заниматься лица, объединенные или связанные корпоративной этикой, никакого эффективного общественного контроля не будет.
Владимир Петрович, извините, что вынуждена напомнить, но в соответствии со статьей 31 вашего закона, вы вправе обратиться не только к Президенту, но и в Думу, Совет Федерации, и в другие законодательные органы, в субъекты права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства.
Владимир Лукин:
– Спасибо.
Скажу так: в выступлении Елены Борисовны содержались утверждения, с большинством из которых я согласен.
Но скажу еще, если у вас есть конкретные данные по этим безобразиям в колониях, дайте их, пожалуйста, и мы с ними немедленно, с завтрашнего дня, начнем работать.
А что касается того, что в общественные наблюдательные комиссии назначаются люди, которые только что занимались вот тем делом, которое надо проверять – это совершенно точно.
Но хотел бы обратить ваше внимание на то обстоятельство, что первоначальная формулировка закона "Об общественных наблюдательных комиссиях", которая была нами выдвинута, предполагала, что общественные наблюдательные комиссии формируются под эгидой Уполномоченного по правам человека.
Затем этот закон был изменен не нами и там содержится, что Общественная палата формирует общественные наблюдательные комиссии, поэтому я бы переадресовал это ваше справедливое замечание Общественной палате. Одновременно имел бы в виду, что мы выдвигаем много законодательных предложений, но это только предложения, и они становятся законами, когда вы к ним внимательно относитесь. Просьба: внимательней относиться к нашим предложениям. Спасибо.