24 апреля в Госдуме прошел "правительственный час" с участием Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Александр Тарнавский, Федот Тумусов, Михаил Сердюк, выступил Валерий Гартунг.
Александр Тарнавский:
– Уважаемый Денис Валентинович, вы в своем выступлении достаточно много говорили о стартапах и инновационных отраслях. Но, конечно же, не стоит забывать и о традиционных отраслях, в том числе о судостроении. Вы сказали, что по прошлому году ситуация плохая, на 2 процента снижение, и при этом проект государственной программы по судостроению только в разработке. Мы в конце года, наконец, услышали из уст руководства Правительства, что Россия должна вернуть себе статус великой морской державы; хватит покупать суда на стороне; нужно бороться с "мутными" и перекрестными схемами совладения в судостроении и, прежде всего, в объединенной судостроительной корпорации. Наконец, в марте на военно-промышленной конференции вы говорили о финансировании через головные организации. Сейчас в ОСК разработана Концепция развития ОСК, очень хороший документ. Когда планируется принять стратегию развития? И насколько внимательно вы к этому относитесь? Спасибо.
Денис Мантуров:
– Александр Георгиевич, мы начинали, собственно, со стратегии. Она была принята еще в 2008 году. И на основе Стратегии развития судостроительной промышленности была разработана Федеральная целевая программа развития гражданской морской техники. В основе лежат направления по поддержке НИОКР, созданию высокотехнологичных судов для освоения Арктики и Северного морского пути. И, конечно же, нельзя забывать о том, что у нас достаточно речных просторов, соответственно, мы разрабатываем новые модели речных судов. Я приведу один маленький пример: как только мы запустили эту программу, начиная с 2009 года, был подписан контракт с Красным Сормово и с Навашино на производство инновационного речного судна РДС-44, которое сегодня уже реализовано в объеме 44 судна. Вы правильно отметили, что у нас в прошлом году в определенном смысле произошло снижение. По военному кораблестроению у нас был рост 112 процентов, по гражданскому – 88 из-за волатильности рынка, длительного процесса изготовления судов. У нас в 2011 году по отношению к 2010-му был огромный рост, в этом году, соответственно, меньше. Но в госпрограмме "Развитие судостроения и морской техники" – эта отдельная программа была принята в декабре прошлого года, отражены все вопросы о государственной поддержке. В первую очередь, это обеспечение спроса, его поддержка через субсидирование лизинговых и кредитных ставок нашим потребителям, которые заинтересованы в закупке российских судов. Спасибо.
Федот Тумусов:
– Уважаемый Денис Валентинович, руководство страны принимает меры по развитию фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. И сегодня некоторые аспекты говорят о том, что в натуральном выражении отечественная промышленность обеспечивает около 70 процентов лекарственных средств. Но беспокойство населения и профессионального сообщества вызывают вопросы к качеству лекарственных средств. Минпром отвечает за производство и лицензирование производства лекарственных средств. Но некоторые говорят о лицензировании производственных площадок, а не лицензировании производства отдельных лекарственных средств. И недавно Генеральная прокуратура своей проверкой выявила нарушение требований законодательства о лицензировании производства лекарственных средств. В частности, не принят административный регламент о предоставлении услуги по лицензированию производства лекарств. Вопрос: какие меры вами принимаются, в частности, по устранению замечаний Генпрокуратуры и в целом по обеспечению надлежащего качества лекарственных средств? Спасибо.
Денис Мантуров:
– Федот Семенович, что касается конца вашего вопроса, по прокуратуре, мы все замечания устранили. Что касается лицензирования препаратов, а точнее регистрации лекарственных препаратов и лицензирования производства, – это несколько разные вещи, которые находятся в ответственности разных ведомств. Лицензирование производства действительно передано Минпромторгу в конце прошлого года, мы отвечаем за этот вопрос. И в рамках закона "Об обращении лекарственных средств" от 2010 года до 1 января 2014 года предприятия фармотрасли должны перейти на правила GMP, они практически гармонизированы с европейскими нормами, которые в том числе были заложены в ГОСТе 2004 года. И те предприятия, кто производит качественную и конкурентоспособную продукцию, уже либо перешли на этот стандарт, либо переходят, либо будут готовы к 2014 году. Естественно, те предприятия, которые еще не начали по какой-то причине переход, но имеют лицензию на производство, будут обеспечены определенным переходным периодом. Поэтому мы сейчас находимся в процессе досогласования правил, и нам поручением Правительства отведен срок до 1 июля. Я думаю, что мы это сделаем даже раньше. Спасибо.
Михаил Сердюк:
– Денис Валентинович, есть известная поговорка, что придумал идею – получи рубль, произвел – получи десять, продал – получи сто. Вот в вашем докладе крайне мало было сказано про торговлю, к сожалению, хотя это находится в ведомстве вашего министерства. А наша страна за последний год, как вам известно, в рейтинге "Дуинг бизнес" только снизилась, сейчас мы занимаем 162-е место. Как вы считаете, вот те меры или расчет на поддержку оборонной отрасли, который, безусловно, необходим, и те подходы к стимулированию не рыночным путем, а посредством влияния бюджетных средств – помогут ли они изменить инвестиционную ситуацию? Что конкретно министерство готово сделать для промышленности, чтобы пошли реальные инвестиции, не бюджетные средства, а те конкурентные деньги, за которые надо бороться и которые будут стимулировать экономику и выводить ее на рыночные рельсы и, соответственно, повысят страну в мировом рейтинге торговли?
Денис Мантуров:
– Михаил Иванович, я получил несколько вопросов в одном вопросе, поэтому начну все-таки с первой части – по торговле. Вы обратили внимание на то, что мы занимаем в "Дуинг бизнес" 50-е место. Если мы с вами будем продолжать еще больше регулировать торговлю, то, я думаю, что это сильно не продвинет нас к первому месту. Это первый вопрос. Второй вопрос по оборонно-промышленному комплексу. Оборонно-промышленный комплекс, действительно, является локомотивом нашей промышленности, особенно когда это касается вопроса в определенном смысле снижения экономической ситуации в других странах, и, естественно, это касается и нас. Поэтому мы за счет бюджетного софинансирования, потому что по ФЦП и ОПК это по некоторым направлениям доходит до 40 процентов, 60 процентов привлекают сами предприятия. Но мы с вами должны заботиться, и это, в том числе, повлияет на "Дуинг бизнес", об обеспечении комфортной кредитной ставки по кредитам, которые предприятия привлекают. Я в своем докладе как раз об этом сказал. 66 процентов собственных средств. То есть мы на разработку и на оборотные средства практически средства не оставляем. То есть все, что компании получают, все вкладывают или инвестируют в развитие. Должно быть все наоборот – максимум 30 процентов собственных средств, 70 процентов – привлеченных. Поэтому я думаю, что с понижением кредитной ставки мы, естественно, будем влиять, в том числе, на показатели "Дуинг бизнес". Спасибо.
Выступление Валерия Гартунга:
– Уважаемые коллеги! Ну что тут сказать. Коллега Гутенев практически все сказал, что нужно делать, и мне можно даже и не выступать, потому что, как я уже сегодня говорил, наши коллеги из "Единой России" просто абсолютно точно знают все, что нужно делать. Но почему-то в международном рейтинге по международной торговле мы находимся на 162 месте. Вот вроде как все знаем, что нужно делать, но почему-то не происходит ничего этого. Я сегодня уже утром говорил о некоторых цифрах, статистических данных о том, что происходит у нас в стране, прежде всего в промышленности. Денис Валентинович, для вас сразу хочу оговориться, вот сегодня коллеги, выступая, дают оценку деятельности министерства. Я от этих оценок воздержусь, потому что мы вас, прежде всего, здесь рассматриваем как представителя Правительства, как руководителя федерального органа, отвечающего за выработку государственной политики в области промышленности. И именно об этом мы хотели бы сегодня поговорить, о промышленной политике, о государственной политике в области промышленности.
Мы категорически против того, чтобы ваше министерство рассматривалось как отраслевое министерство, вы не должны руководить отраслями экономики. Там есть предприятия, есть бизнес, есть рынок. Вы как орган Правительства прежде всего, должны создавать условия, чтобы наша промышленность функционировала в конкурентоспособных условиях. Вот это главное, что мы от вас ждем. Может быть, коллеги из других фракций и по-другому думают, но "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ждет от вас именно этого. И судя потому, что коллега Гутенев сказал, "Единая Россия" тоже от вас этого же ждет, потому что они фактически все претензии в адрес Правительства, которые я озвучивал сегодня утром, повторили. Фактически они об этом говорят.
Так вот, статистика по строительно-дорожной технике. С 2008-го по 2012 годы производство бульдозеров, автогрейдеров, катков дорожных, коммунальной дорожной техники упало в три раза. Производство экскаваторов в 11 раз упало, производство асфальтоукладчиков – в 16 раз, производство башенных кранов – в 7 раз, автобетоносместителей – в 4 и автомобильных кранов – в два раза. Вот статистика. Это статистика Союза производителей строительно-дорожной техники.
Понятно, что вы в ранге министра работаете всего один год, и понятно, что, как в том фильме, известной комедии: "Церковь развалили до вас, еще 300 лет назад". Не рассматривайте как претензию, это не претензия к вам. Мы бы хотели просто еще раз озвучить, что мы ждем от Правительства в области промышленной политики. Но, прежде всего, мы считаем, что нужно рассматривать как результат государственной политики конкурентоспособность российской экономики, какие условия мы создаем для деятельности наших производителей.
Я сегодня цифры приводил, еще раз их приведу. Основными статьями затрат производителей промышленной продукции являются затраты на энергоносители, на инфраструктуру, на металл, на заработную плату и стоимость заемных средств. Вот как бы основные ключевые статьи затрат. Давайте мы рассмотрим, какие затраты несет производитель в Китае, в США и в России. Я еще раз повторю: газ, мы мировой лидер в производстве газа, да? У нас газ дороже, чем минимальная цена в США. В Китае сегодня газ пока в три раза выше, но он заменяется углем, потому что там основной энергетический источник – это уголь.
По электроэнергии. У нас сегодня 1 мегаватт по Челябинской области стоит 78 долларов, в США минимальная цена – 69 долларов, а в Китае – 41 доллар минимальная цена. Вот сравнивайте. Металл – практически, мы находимся на одном уровне с Соединенными Штатами Америки. Китай – существенно ниже.
Следующее – стоимость заемных средств. У нас трехлетние кредиты для платежеспособных заемщиков – минимум 12 процентов. В США мы можем меньше двух взять. Вообще, Правительство за счет государственных средств строит предприятия, отдает промышленникам: пожалуйста, торгуйте и еще льготы дает, если на экспорт посылают. Вот именно такой политики мы ждем от Правительства Российской Федерации. И хочу завершить выступление, Денис Валентинович, именно вашими словами: "Вместе нам по силам противостоять вызовам и поднять потенциал российской промышленности". Под каждым этим словом мы подписываемся, именно вместе мы можем это сделать, и чего вам и желаем. Спасибо.