Оксана Дмитриева: Предложения Министерства труда и социальной защиты по пенсионной реформе спровоцируют рост теневой занятости
см. также ↓Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Оксана Дмитриева в статье, подготовленной для газеты "РБК daily", прокомментировала новые инициативы Министерства труда и социальной защиты по пенсионной реформе:
– В Москве прошел Пенсионный форум России, на котором обсуждалась стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.
Следуя логике, которой, казалось бы, должны руководствоваться инициаторы пенсионной реформы, цель ее должна состоять в том, чтобы повысить пенсии, которые в нашей стране по-прежнему не дотягивают до уровня 40% средней зарплаты. Однако на самом деле предложения Министерства труда и социальной защиты рассчитывать пенсии по новой формуле сводятся к тому, чтобы заморозить пенсии нынешним пенсионерам, занизить их тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшем будущем, а разнообразные блага и высокие пенсии пообещать будущим поколениям, заведомо зная, что к моменту их выхода на пенсию пенсионная система еще несколько раз изменится.
Таким образом, эти предложения не только не решат многочисленных проблем, существующих сегодня в пенсионной системе, но и породят новые разночтения и противоречия. Суть предложений в следующем: сохраняется деление пенсии на три составляющие базовую, страховую и накопительную, при этом базовая часть пенсии составляет 3495 руб. и платится из федерального бюджета. Предлагается отказ от выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам. Пенсия работающим пенсионерам начисляется, фиксируется и дальше не увеличивается. Увеличивается в 1,4 раза предел, с которого начисляются страховые взносы. Также планируется увеличить стаж, необходимый для получения пенсии, с 5 до 15 лет и осуществить переход к балльной системе, которая существовала до 2002 года, только в еще более запутанном виде.
К чему все это приведет? Во-первых, пострадают работающие пенсионеры. По действующим правилам, чем больше пенсионер работал, тем больше у него могла быть и пенсия, которая также ежегодно индексировалась. По новой схеме пенсионный возраст как шлагбаум, когда пенсия фиксируется и больше не увеличивается. До 2002 года по 113-ФЗ пенсия работающим пенсионерам уже выплачивалась не в полном объеме. С большим трудом мне удалось отстоять возможность получения полной пенсии для работающих пенсионеров, и это буквально единственный плюс, который я могу отметить, оценивая реформу 2002 года.
Таким образом, ликвидируется единственное преимущество нынешней пенсионной системы полная пенсия работающих пенсионеров и ее ежегодный перерасчет. Если дальнейшая работа вновь не будет влиять на размер пенсий, то пенсионеры не будут производить отчисления страховых взносов. Появится теневая занятость. Ни к чему хорошему это не приведет, просто люди массово начнут увольняться либо будут работать без оформления. Это может серьезно отразиться на бюджетниках учителях, воспитателях, нянечках. Разработчики заново "придумали" то, что было раньше, да еще и ухудшили. Попытка снизить размер страховой части пенсии наталкивается на иные нормы пенсионного законодательства, в части размеров социальной пенсии, обязательств выплачивать пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера. В результате страховая пенсия окажется ниже социальной, что будет дестимулировать граждан к легальной занятости.
Кроме того, сама формула расчета пенсии имеет концептуальные пороки в виде скачков в размере пенсий в зависимости от года рождения и периода оформления пенсии. Разные периоды работы граждан будут иметь разный вес, то есть люди, проработавшие на аналогичных позициях в течение одинакового времени с аналогичной зарплатой, теперь могут получить совершенно разную пенсию в зависимости от того, в какой последовательности они накапливали стаж и в какие периоды получали больший или меньший заработок.
Запланированное увеличение стажа, необходимого для получения страховой пенсии, приведет к тому, что люди, у которых окажется недостаточное количество лет трудового стажа, соответственно, получат положенные деньги на пять лет позже. Это может создать проблемы для некоторых категорий граждан, особенно для тех, у кого был период потери стажа в лихие 1990-е или кризисные 2000-е. Косвенно это также ведет к увеличению пенсионного возраста, ударит и по военным пенсионерам, которые могут утратить право на гражданскую пенсию.
Что действительно требуется сделать, чтобы реально улучшить ситуацию в пенсионной сфере?
Необходимо отменить обязательный накопительный элемент в пенсионной системе, перейти к плоской системе налогообложения, сохранив льготы малому бизнесу. Корректировать пенсионную формулу надо по периодам до 2002 года при конвертации пенсионных прав, а именно: необходимо полностью учесть в трудовом стаже так называемые нестраховые периоды (а именно: периоды подготовки к профессиональной деятельности, уход за ребенком и инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом, проживание жен военнослужащих в местах, где не было возможности трудоустроиться, и т.п.), а также изменить предельный коэффициент учета заработка до 2002 года, который сейчас ограничен коэффициентом 1,2: его следует повысить до 2,0, а для работников с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 2,8.
По материалам источников: "РБК daily"