Сергей Доронин: Необходимо увеличивать ассигнования на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства
см. также ↓Заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Доронин прокомментировал ситуацию в сельском хозяйстве России в связи с проходящими сегодня парламентскими слушаниями в Госдуме на тему "Совершенствование механизмов реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 год":
– На мой взгляд, ключевой задачей парламентских слушаний является доведение до общества объективной информации о ситуации на селе. А она, увы, далеко не радужная.
Сельское хозяйство – единственный вид экономической деятельности, где в 2012 году произошел серьезный спад: приблизительно на 4%. Да, отчасти это обусловлено погодными факторами. Но одновременно это связано и с недостаточностью поддержки АПК.
Она не просто гораздо ниже, чем в странах-конкурентах (хотя в условиях присоединения к ВТО это критически значимый фактор). Проблема еще и в том, что в реальных ценах, с учетом инфляции и других факторов, она даже снижается. Вот официальные данные Росстата: если в 2011 году расходы консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства составляли 0,5 % ВВП, то в 2012-м эта цифра сократилась до 0,4 % ВВП.
Очевидно, что этого недостаточно. Если мы хотим обеспечить людей недорогим и качественным продовольствием, необходимо увеличивать ассигнования на реализацию Государственной программы. Недостаточная "финансовая мощность" на сегодня – главный ее недостаток.
Если же говорить о самых неотложных проблемах, то это – опасность массовых банкротств. Ведь долги сельхозпредприятий только пяти крупнейшим банкам приближаются к 1,8 трлн рублей. Учитывая, что это в 14 раз выше сальдированного финансового результата отрасли, нетрудно понять: вернуть их в ближайшие несколько лет (а сроки кредитования этого требуют) отрасль просто не может. Т.е. речь идет о реальной угрозе финансовой несостоятельности и остановки производств.
На это нельзя закрывать глаза, иначе вместо роста производства продолжится начатое в прошлом году падение. Тем более что набор решений может быть самым разным. Это и продление сроков выданных кредитов (конечно, с продолжением их субсидирования). Это может быть частичное списание инвесткредитов. Наконец, возможна реализация схем, отработанных в других странах: например, реструктуризация долгов в форме, в которой это было сделано в Германии для хозяйств бывшей ГДР.
Словом, выбор есть. Важно лишь, чтобы власть осознала масштаб проблем и проявила политическую волю при их решении.