Известная фраза: "Искусство в большом долгу перед народом" имеет давнюю историю и актуальна по сей день. А ведь искусство – лишь одна из составляющих понятия "культура". Возможно, основная, формирующая огромное разнообразие форм. Поскольку именно искусство способно активно повлиять на формирование духовности общества.
В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, можно квалифицировать как глубокий кризис, несущий угрозу национальной безопасности России. Так считают ученые. Разговор на эту важную тему с депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, членом совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, ректором ВСГАКИ Р.И. Пшеничниковой.
Корр.: Раиса Ивановна, вы готовы воспринять кризис в области духовной культуры в обществе как угрозу национальной безопасности страны?
Пшеничникова: Безусловно. И очень жаль, что значительная часть населения не осознает этого или настроена скептически. Духовность – это наше внутреннее Отечество, наши истоки, разрушение которых делает нас "Иванами, родства не помнящими". Бездуховный человек похож на траву "перекати-поле", без корней, кроны, серый и колючий. Бездуховность – это основание цивилизационной неопределенности. Жить в такой ситуации – это способствовать разрушению общества и мира. Человек духовный – это не просто современный информационный человек, а человек, готовый к постоянной защите ценностей культуры.
Корр.: Какие тенденции относятся, на ваш взгляд, к наиболее опасным?
Пшеничникова: Я не буду оригинальна. Я повторю то, что, казалось бы, знают все. Но знания эти не приводят, к сожалению, к глубокому пониманию, а главное – к действиям. Прежде всего, для российской культуры общественных ценностей важнейшими понятиями являются: патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувство долга и обязанность служить своей Родине. Сегодня в общественном сознании доминируют прагматические ценности – личное богатство, служебная и политическая карьера.
У молодого поколения снизилась значимость семейных ценностей, уважения к родителям. У многих людей размыты мировоззренческие ценности, утеряны цель и смысл жизни, вера в будущее, традиционные представления о совести и личном достоинстве. Снизился уровень нравственно-этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям, к природе.
Как результат – общественная апатия, слепое, бездумное копирование стиля и образа жизни, стереотипов, норм поведения и общения, не характерных отечественной культуре. Мы теряем свое внутреннее "Я", превращаясь в обучаемых путем копирования обезьян. И нам не страшно за себя и не обидно, потому что, повторюсь, утрачено чувство собственного достоинства.
Перечень тенденций духовной деградации очень велик, это и коррупция, и алкоголизм, и наркомания и т.д.
Корр.: Все, что вы обозначаете, вообще-то должно составлять государственную программу. Не государственная ли машина раздавила духовную артерию российского общества?
Пшеничникова: С этим трудно не согласиться. Но я должна отметить и тот факт, что в самые последние годы в области духовной культуры России наблюдаются также и некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышенное внимание со стороны государственной власти и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам повышения национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения. Так, например, в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года проблемы культуры выделены в самостоятельный раздел, в котором рассматриваются наиболее важные угрозы и меры противодействия им.
В повышении уровня нравственности культуры российского общества особая роль отводится религии, основным традиционным конфессиям нашей страны: православию, исламу, буддизму, иудаизму. Более ощутимым здесь стало взаимодействие с государственной властью.
Мне отрадно отметить, что фракция партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уделяет вопросу возрождения духовности в обществе огромное внимание. Наши коллеги поднимают и пытаются решать серьезные проблемы. Не удивительно, что именно лидер нашей партии Сергей Миронов недавно в Госдуме поднял вопрос о разрушающей систему образования реформе в старших классах, потребовав отставки министра образования России Ливанова.
Корр.: Государственная программа предполагает роль духовной культуры как обеспечение национального единства. Возможно ли единство в многонациональной стране, где у каждого народа имеются свои духовные ценности? Как их объединить?
Пшеничникова: Еще как возможно! Национальное единство является сегодня одним из необходимых условий, гарантией сохранения национальной безопасности России как суверенного государства. Исследования показывают, что национальное единство страны – это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях. Мы уже обозначили их в начале интервью. Объективно это единство представляется, когда нация одинаково реагирует на внешнюю угрозу или внутренний кризис. В основе единения этносов лежит такое великое понятие, как Уважение. Уважение к традициям, культуре, религиозным почитаниям, то есть уважение к истокам других народов, как своих собственных. Это и есть принцип высокой духовной культуры отдельных народов, соединенных в единое целое. Обратите внимание, когда хотят разрушить государство, начинают указывать путь каждой нации на самоопределение, "забыв" объяснить, что это означает и куда это может привести при неправильном направлении этого пути. А главное, национальные культуры сохраняют принцип многообразия – основу развития личностей, индивидуальностей, конкуренции и, следовательно, экономики страны.
Корр.: На ваш взгляд, какие основные угрозы существуют в сфере духовной культуры России?
Пшеничникова: Они указаны в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года: засилье продукции культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев; противоправные посягательства на объекты культуры; попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Вслед за учеными, занятыми исследованиями в этой области, я бы добавила: философия потребительства; социальная несправедливость; низкий контроль за этической стороной деятельности СМИ; снижение качества образования; ослабление воспитательной роли российского образования, отсутствие целостной системы нравственного воспитания детей и молодежи.
Корр.: Такие серьезные проблемы – результат как внутренней, так и внешней политики.
Пшеничникова: Конечно, глобализация общества и культурологическая экспансия западных стран и США по отношению к другим странам, в том числе и России, является главной причиной системного кризиса цивилизации.
Корр.: Это безысходность?
Пшеничникова: Да Бог с Вами! Нет, конечно! Россия – страна далеко не простая! Но ждать, что все образуется само собой, нельзя. Общество, к сожалению, в основе своей аморфно. Мы ленивы. Не заставляем работать свой интеллект или используем его узко направленно. Надо захотеть понять! Затем учиться понимать! И когда мы научимся понимать, мы поднимем планку истинного самоуважения! Не материальные блага, а свой Дух! И нам не захочется, чтобы нас держали за марионеток, манипулировали нами. Когда каждый поймет свою истинную ценность, то обязательно станут понятны ценности народов огромной и прекрасной страны.
Корр.: Спасибо Вам, Раиса Ивановна, за интервью и удачи в благородном деле – сохранении и развитии истинных духовных ценностей, чем Вы занимаетесь в своей профессии. Я бы сказала – в предназначении.
Пшеничникова: А я пожелаю каждому духовного здоровья.
Беседовала Татьяна Каширина