В рамках объявленного конкурса на разработку концепции развития территории Новой Москвы 9 коллективов архитекторов предложили свое оригинальное видение градостроительных перспектив столицы. Результат этого труда, который длился 6 месяцев, власти города предложили на всеобщее обозрение.
3 сентября мы с коллегой, депутатом от СР Таганского района Александром Агаяном посетили выставочный павильон на территории Парка Горького, в котором размещаются все предложенные отечественными и заморскими архитекторами предложения.
Уже с самой вывески, возглавляющей выставку, у меня начались вопросы. Павильон называется "Концепции развития Московской Агломерации".
Как известно, под агломерацией (от лат. agglomero присоединяю, накопляю) понимается либо Городская агломерация компактное скопление населенных пунктов, либо Региональная агломерация компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.
Под Московской агломерацией скорее можно понимать региональную, поскольку она объединяет "интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями" более десятка "компактно размещенных населенных пунктов".
Московская агломерация является по сути "суперагломерацией", включающей в себя Москву и более 70 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек, некоторые из которых имеют агломерации второго порядка со всеми ее пригородами; это крупнейший в России макроэкономический регион (территориально-производственный узел) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России; одна из крупнейших городских агломераций мира (в зависимости от методов подсчета населения занимает 15-18 место) и основа формирующегося Центрального мегалополиса.
Таким образом, внутри этого павильона я ожидал увидеть идеи по комплексному развитию уже существующей Московской агломерации – то есть именно то, что предлагала СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ взамен нелепого присоединения 144 тысяч гектаров территорий вплоть до Калужской области.
К сожалению, нас ожидало очередное разочарование: как это часто бывает у наших чиновников, они просто взяли красивое, не слишком понятное, мудреное для слуха обывателя слово "Агломерация", и "прилепили" его к тому, что было.
Из девяти концепций, предложенных разными коллективами архитекторов, не было ни одной, учитывающей особенности Московского региона как суперагломерации, единого социально-экономического центра всей Европейской (а, во многом, и вообще всей) России. Все предложения касались только Москвы-2, то есть новых юго-западных территорий.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, как последовательный критик этого присоединения (напомню, мы инициировали городской референдум по данному вопросу, направили массу запросов и протестов, и до сих пор не считаем данное решение законным) изначально оспаривала его географическую избирательность и экономическую неоправданность.
Экономическая сторона вопроса стала камнем преткновения и на совещании у В.В. Путина, который, в частности, заявил: "Если люди не почувствуют для себя какого-то плюса в освоении новых территорий, переезде, скажем, административных зданий на новые территории, то этот проект вообще не имеет никакого смысла... При реализации проекта нельзя относиться к уже принятым решениям как к догме. Конечно, мы будем исходить из того, как будет складываться ситуация и в нашей экономике, каковы возможности финансовой сферы".
На сегодняшний день первопричина спорного расширения – по крайней мере то, что являлось обоснованием увеличения Москвы для общественного мнения, а именно концентрация государственных органов власти в одном месте выглядит сомнительной для главы государства именно из-за экономической нецелесообразности.
Увы, 7 из 9 концепций, предложенных градостроителями, отталкивались именно от идеи перевода в Новую Москву органов госвласти. Выкладываю несколько запомнившихся моментов.
К примеру, коллектив архитекторов из Grumbach-Wilmotte, Paris, совместно с мастерской Сергея Ткаченко, Центром региональных исследований ВШЭ и рядом других организаций предложили концепцию, стержнем которой является строительство новой ветки метро, с конечной (или начальной, так вернее) станцией в Кремле – для более быстрого сообщения между чиновниками. Дальше французы разошлись еще больше, и спроектировали еще 7 станций метро аж до Калужской области:
Естественно, никто в Кремле строить метро не будет, поэтому перспективы подобного проекта очевидны. Зато французы подготовили вот такой макет, самый красивый на всей выставке:
Порадовали здравой логикой немцы из Siemens, работавшие совместно с институтом архитектуры и дизайна "Стрелка", которые в своей работе поставили под сомнение целесообразность именно таких новых границ Москвы. Вот их "красивые картинки":
К слову, нам повезло, мы шли по экспозиции вслед за группой немцев, которым рассказывал о разных достоинствах той или иной концепции зам. директора института Генерального плана г. Москвы Александр Колонтай. Он сообщил много интересных деталей, вроде того, что центром Большой Москвы теперь является Теплостанская возвышенность, а общая ожидаемая численность жителей присоединенных территорий 2,5 миллиона человек.
Возвращаясь к экспозиции Сименса, у них я также обнаружил очень полезный стенд по фактическому размещению органов госвласти в Старой, привычной Москве, с оценкой рыночной стоимости занимаемых зданий (суммарно чуть больше 2 миллиардов долларов):
И поближе:
Немного полезной информации от другого коллектива авторов:
Пара слов о социальном жилье:
Сравнение Москвы с другими городами явно не в нашу пользу:
Ну и в финале – совместная работа Архитектурного Бюро "Остоженка" и Ассоциации архитекторов Лиона. Они изначально предложили не переносить органы власти из Москвы, а новым территориям придать характер курортных, рекреационных и малоэтажных жилых зон. Судя по всему, эта концепция наиболее близка к тому, что будет воплощаться в жизнь в ближайшие годы.
Особенно обращает на себя внимание грамотность использования бывшего грузового кольца ЖД, и территорий выводимых промзон.
Таким образом, выходит, что изначальная идея – перевод органов госвласти из центра Москвы для облегчения тяжелой транспортной ситуации – была лишь предлогом для большого коммерческого проекта по наиболее простому способу превращения 144 тысяч гектаров подмосковных земель из категорий в основном сельскохозяйственного и лесного назначения в подлежащие застройке земли населенного пункта – Москвы. Жаль, что реально важный вопрос – стратегия развития Московской Агломерации – стал жертвой в этой "Большой игре" латифундистов и толстосумов. Ну а судьба сотен тысяч "новых москвичей", как и миллионов москвичей "старых" уже давно – разменная монета.
ao:4/p