О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Романович: Первая сессия 6-й Думы сдана на "тройку"

17 июля 2012

 см. также ↓

Подводя итоги работы весенней сессии Госдумы, члены фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" хоть и отмечают некоторый прогресс по сравнению с работой предыдущего состава российского парламента, но практически единодушно отмечают недостатки, связанные в первую очередь с позицией "Единой России", не желающей отказываться от монополии на власть. Свою точку зрения по этому вопросу излагает депутат Александр Романович:

– Завершилась весенняя сессия Государственной Думы, ставшая для меня первой. Впечатления о работе хочу начать с того, что мне посчастливилось прийти в федеральную политику в тот момент, когда парламент не просто стал "местом для дискуссий", он стал непохожим на предыдущие по составу. Впервые за 8 лет "партия власти" осталась без конституционного большинства. Это довольно знаменательно, несмотря на то, что, занимая 238 думских кресел (а не 315, как в 2007-2001 годах), "Единая Россия" по-прежнему имеет возможность проталкивать любой свой закон и отсеивать законы, разработанные другими фракциями.

В Государственной Думе 6-го созыва заметно увеличилось представительство оппозиции, в этом смысле рекорд принадлежит нашей Партии. Если бы подобных успехов в парламентской гонке-2011 добились не только мы, но и КПРФ с ЛДПР, сегодня у страны был бы принципиально иной парламент. Но даже несмотря на то, что рычаги влияния остаются в прежних руках, роль оппозиции в новом парламенте стала гораздо заметнее. Вот несколько примеров.

Оппозиционные фракции сорвали запланированное администрацией президента дружное голосование за кандидатуру Дмитрия Медведева на пост премьера. "Громких аплодисментов, переходящих в овации" не вышло, впервые за 12 лет кандидат в премьер-министры не получил конституционного большинства голосов депутатов, кандидатуру Медведева не поддержали "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ.

Во время последнего отчета Владимира Путина перед парламентом в качестве премьер-министра мы поступили еще жестче, демонстративно хлопнув дверью, протестуя против пренебрежительной реплики Путина о нашем мужественном коллеге Олеге Шеине, на тот момент державшем изнурительную голодовку в Астрахани.

На рассмотрение поправок в закон "О митингах" фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИ" пришла с белыми лентами, символизирующими солидарность протестному движению. Ко второму чтению пресловутого закона мы вместе с КПРФ организовали "итальянскую забастовку", имевшую политический резонанс от Калининграда до Владивостока. Оппозиция внесла более 500 поправок, рассмотрение которых продолжалось 10 часов, вызывая у единороссов плохо скрываемое бешенство.

На третьем месяце работы парламента "Единая Россия" неожиданно начала предлагать и рассматривать законопроекты, направленные на демократизацию политической жизни. То, что "партия власти" в тот момент встала "на путь исправления", частично объясняется ее реакцией на череду громких скандалов, связанных с декабрьскими выборами. Однако главным фактором стала демократическая направленность декабрьского послания Федеральному Собранию действующего президента Медведева. Он говорил о необходимости возвращения выборов губернаторов, об облегчении условий регистрации партий, об отмене сбора подписей политическими партиями для регистрации на выборах регионального и федерального уровня и о других разумных и назревших реформах.

Каковы же результаты "оттепели"? Отныне для регистрации партии достаточно иметь всего 500 членов вместо 40 тысяч, как требовала предыдущая редакция закона. Собирать подписи для регистрации кандидатов на выборах партиям больше не потребуется, необходимое для участия в президентской кампании число подписей для кандидатов от непарламентских партий существенно снижается – с 2 млн до 100 тысяч. Эти нововведения, мягко говоря, спорны. На бумаге новая редакция закона о партиях выглядит неплохо, но воплощение его в жизнь будет способствовать скорее не демократизации, а хаотизации партийной жизни и дезориентирует избирателей.

Что же касается прямых выборов губернаторов, то, несмотря на громкие заявления, так далеко исполнительная власть и послушное ей думское большинство шагнуть не отважились. Право санкционировать или, наоборот, запрещать самовыдвижение кандидатов отдали регионам, абсолютное большинство которых их запретило. Кандидатам от политических партий для регистрации придется вначале собрать подписи муниципальных депутатов – от 5% до 10% в зависимости от региона. Кроме того, Президент страны наделен правом проводить с партиями "консультации" по кандидатурам претендентов на должность глав регионов. Одним словом, прямых выборов губернаторов как не было, так и не будет, не верьте кремлевским пропагандистам.

"Оттепель" продолжалась недолго. Символично, что даже имитация демократических реформ после инаугурации Владимира Путина была моментально свернута. Парламентское большинство развернулось на 180 градусов и стало энергично штамповать законы откровенно репрессивного характера.

После скандально митинга на Болотной площади были внесены поправки в Административный кодекс, увеличивающие штрафы за нарушение закона о митингах более чем в 100 раз. Законопроект был принят стремительно, поправки вступили в силу в преддверии заявленного оппозицией митинга 12 июня.

Не менее оперативно был внесен пакет поправок в закон о некоммерческих организациях. Правозащитное сообщество бурно протестовало против этих поправок, но единороссов это не смутило. Хочу подчеркнуть, что имеющие иностранных спонсоров и влияющие на политический процесс в стране организации просто обязаны иметь особый статус и особый характер отчетности. Однако в том виде, в каком единороссы протолкнули закон об НКО, он открывает возможности не для усиления контроля государства над потенциальными "агентами влиянии", а является очередной топорной попыткой обуздать протест, корни которого отнюдь не за океаном.

После того, как "партия власти" посчитала, что "разобралась" с митингами и НКО, предпринимается попытка навести порядок в Интернете под благовидным предлогом защиты детей от вредной информации. Этот законопроект вызвал бурю протестов интернет-пользователей, поскольку он предоставляет власти возможность закрыть в досудебном порядке любой сайт. Протест возымел действие, ко второму чтению закон был подкорректирован.

Из этой же серии – законопроект, возвращающий в Уголовный кодекс статью "Клевета". Теперь поводом для изнурительных, отвлекающих от работы судебных разбирательств и миллионных штрафов может послужить даже приросший к "Единой России" ярлык "партия жуликов и воров"...

Стоит еще раз отметить, что рассмотрение и принятие блока репрессивных законопроектов происходило в пожарном порядке в рекордно короткие сроки. О причинах спешки догадаться нетрудно, но как быть с тем, что, работая в таком темпе, парламент временами производил откровенный брак? Чего в этом больше – безответственности перед страной или простого нежелания серьезно работать?

Обобщая впечатления о работе парламента во время весенней сессии, могу констатировать: благодаря тому, что "Единая Россия" по-прежнему имеет возможность "командовать парадом", содержательная часть работы Государственной Думы остается целиком и полностью подконтрольной исполнительной власти. В ее же руках остается главный рычаг давления на парламентскую оппозицию – угроза снятия депутатской неприкосновенности, как это произошло с членом фракции КПРФ Бессоновым.

Но парламент это не только место, где принимаются законы. Это площадка для дискуссий по всему спектру актуальных для нации вопросов. Аналитики всех направлений говорят о том, что из послушного придатка администрации президента Государственная Дума превращается в поле реальной политической борьбы. Целиком и полностью разделяю эту точку зрения и, пользуясь случаем, обращаюсь с этой скромной трибуны к оппонентам из "Единой России": если вы по-прежнему считаете парламент "искусственным спутником", парящим в безвоздушном пространстве и связанным лишь с "центром управления полетом", т.е. с администрацией Президента, то возвращайтесь на Землю и оглянитесь вокруг. Вы увидите, что ландшафт здесь уже совсем не тот, что был год назад, новая политическая реальность стучится в двери Государственной Думы.

Каждый раз, когда вы будете об этом забывать, парламентская оппозиция будет возвращать вас в реальность. Мы научились это делать – вот главный положительный итог весенней сессии-2012.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International