Завершается очередной политический сезон, и это хороший повод для раздумий. На днях президент выступил перед нашим дипломатическим корпусом и высказал ряд критических замечаний о дефиците экономической дипломатии, недостаточности использования "мягкой силы" в культурно-информационном пространстве, недооценке потенциала российской культуры и русского языка как факторов, формирующих образ современной России в мире. Задаешься вопросом: почему так происходит? И лишний раз убеждаешься, насколько внешняя политика неотделима от внутренней.
Действительно, рост вовлеченности нашей страны в мировые экономические и политические процессы очевиден. Россия стала хозяйкой саммита АТЭС и саммита "большой двадцатки" 2013 года, целого ряда других важных форумов. Однако у нас по-прежнему отсутствует внятная модель развития, которая могла бы служить примером для других стран. Это делает нас особенно уязвимыми в условиях глобализации и турбулентности современных обществ.
Если вести разговор о "мягкой силе" во внешней политике, то почему бы вместо поисков иностранных агентов не использовать более активно международное влияние оппозиционных партий для укрепления позиций России и продвижения позитивного образа нашей страны в мире, как это делают другие развитые демократические государства? Взять пример той же Германии, с которой у нас сложились партнерские отношения и недавно торжественно открыт перекрестный год 2012/13. Отдельной статьей государственных расходов в ФРГ является финансирование деятельности немецких политических фондов, близких к парламентским партиям. В работе этих фондов международное направление занимает значительное место. Кстати, филиалы всех основных немецких партийных фондов активно работают в России.
Глобализация, рост взаимозависимости субъектов мировой экономики диктуют необходимость углубления нашего участия в международном разделении труда. Причем пора перестать представлять как большое достижение наращивание экспорта нашего сырья в обмен на готовую продукцию и отдельные технологии, даже если это совместные проекты по разработке наших недр с известными зарубежными компаниями. Необходимо всеми способами добиваться усиления экономической и производственной кооперации с другими странами по самому широкому спектру продукции и услуг.
Между тем наша дипломатия, как и в советское время, носит преимущественно политический характер. Усилий и ресурсов Торгово-промышленной палаты явно недостаточно. В итоге существует острый дефицит совместных проектов в экономической сфере с целым рядом государств и даже групп стран.
Конечно, экономическая дипломатия в России не сможет сформироваться, если будет отсутствовать сам предмет активное стремление российского бизнеса включиться в конкуренцию на международных рынках, в международное разделение труда во всех секторах, а не только в сырьевом или оборонном. Активизация деятельности Делового совета Россия АСЕАН в подобном несырьевом ключе только первый шаг в этом направлении. Эту тенденцию необходимо всячески поддерживать.
Само деление стран на важные и второстепенные с точки зрения российских экономических интересов во многом устарело. Надо биться за выгодные контракты даже в небольших государствах, отдаленных уголках мира. Необходимо диверсифицировать сами механизмы нашего международного сотрудничества, в том числе активнее подключать к решению конкретных проблем политические партии, фонды, некоммерческие организации. Назрело формирование полноценного экономического кластера международного позиционирования России, который бы объединил усилия дипломатов, политиков и бизнесменов.
Источник: РБК daily