О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов о реорганизации образовательных учреждений

05 июля 2012

 см. также ↓
 mp4 

Лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в ГД Сергей Миронов выступил на круглом столе "Объединение образовательных учреждений: создание крупных учебных центров или разрушение традиций отечественного образования", который прошел 5 июля в Государственной Думе:

– Уважаемые коллеги! Прежде всего, я хочу выразить благодарность всем, кто откликнулся на наше приглашение и сегодня здесь присутствует. Потому, что, скажем прямо, тема действительно болезненная. И сегодня мы будем обсуждать вопросы, связанные со стратегией развития нашего образования, с которым у нас в России, мягко говоря, не все благополучно. Эта тема очень важна. К сожалению, мы должны констатировать, что Министерство науки и образования РФ так и не научилось прислушиваться или даже просто учитывать мнение граждан и гражданского общества, прежде всего, заинтересованных лиц (преподавательского состава, студентов, учащихся), при реорганизации или слиянии, либо какой-либо другой форме реорганизации тех или иных образовательных учреждений. Тогда как активное привлечение представителей гражданского общества, на мой взгляд, могло бы уже на самой ранней стадии подготовки различных нововведений избежать никому ненужных конфликтов и непоправимых ошибок.

В настоящее время в России насчитывается более трех с половиной тысяч вузов и их филиалов, но, по оценкам экспертов, только 150 или максимум 200 из них соответствуют современным требованиям. Остальные – в лучшем случае находятся на уровне техникума или колледжа. Это позиция, в том числе и представителей Министерства. Я думаю, как в жизни всегда бывает, наверняка это не совсем так. Но здесь сразу выскажу свою позицию: когда в результате такой оценки или даже такого имеющегося факта я слышу призывы, что нужно ликвидировать большое количество ВУЗов и оставить 50 или 200 – я считаю, что это неправильно. Нужно идти другим путем, делать так, чтобы наши вузы, которые уже есть, достигали такого уровня, чтобы не было никаких вопросов ни по качеству обучения, ни по полученным знаниям, ни уж тем более по реальному весу того диплома, который свидетельствует о высшем образовании. Потому, что мы с вами прекрасно знаем, что есть многие города в России, где есть единственные высшие заведения, причем очень часто это не некое учебное заведение, созданное в последние два десятилетия, а имеющее свою историю. И сокращение, ликвидация такого вуза приведет к тому, что выпускники школ из этого города уже не смогут поехать в другие города для получения высшего образования. Потому что это все сказки, что ЕГЭ дает такую возможность. Да, мы видим увеличение числа студентов, поступивших благодаря ЕГЭ в те или иные престижные заведения. Но, во-первых, мы с вами знаем, что не во все ВУЗы можно поступить по данным ЕГЭ. А во-вторых, очень четко проведен анализ: только состоятельные родители могут позволить себе направить ребенка учиться в другой город. Родители из обычной семьи не могут этого сделать из-за финансовых возможностей. Поэтому ликовать по этому поводу недопустимо.

Большая проблема с филиалами региональных ВУЗов, у которых зачастую в порядке все бумаги и отчеты, требуемые Министерством, но которые, к сожалению, часто не имеют главного: квалифицированного преподавательского состава, научной среды. Это как раз тот самый случай, когда нужно внимательно смотреть и принимать соответствующие государственные решения. Не только "размахивая шашкой" и ликвидируя такие филиалы, а думая о том, как сделать так, чтобы этим филиалы были достойными своего базового головного института или университета. Конечно, мы понимаем, что без определенных "санаций" не обойтись. Еще раз хочу подчеркнуть, я уверен, что здесь нужен очень острожный, взвешенный государственный подход исходя из интереса государства, а не узкого бизнеса, и уж, тем более, не исходя из интересов экономии бюджетных средств. Потому, что на образовании, на науке, на культуре экономить вообще нельзя. Более того, с моей точки зрения, это те сферы, где государство должно вкладывать, вкладывать и вкладывать.

Сегодня, когда мы говорим о таких процессах, совершенно четко возникает необходимость сформировать четкие критерии, по которым одни ВУЗы действительно могут укрупняться, другие, возможно, если есть такая необходимость, ликвидироваться, одни должны поддерживаться государством, а другие – зарабатывать сами. Эти критерии должны быть прозрачны, понятны общественности и исключать возможность принятия чисто кулуарных решений. А по поводу того, что ВУЗы должны зарабатывать сами я напомню хорошо вам известную цифру при существующей норме Конституции, где черным по белому написано, что первое высшее профессиональное образование гарантируется государством на основании конкурса, но бесплатно. У нас 56% выпускников высших учебных заведений получают свои дипломы за деньги. Больше половины. И все, включая Министерство, считают что так и надо. Я уже не говорю про среднее образование, в связи с вступлением в силу с 1 июля 83 Федерального закона, здесь тоже могут уже возникать вопросы. Но будем надеяться, что слова Президента Владимира Путина, который жестко сказал, что не будет никакого платного образования в школах, действительно будет нормой, а не некими заявлениями. К сожалению, мы тоже знаем, что очень часто Президент принимает те или иные решения, даже приказы, а как они исполняются на местах – это уже отдельный разговор.

В России давно существуют вузы, одно название которых стало символом определенной научной школы. К таким образовательным учреждениям с полной уверенностью можно отнести Московский государственный горный университет. Сбережение таких центров образования – важная государственная и, конечно же, общественная задача. Сохранение подобных образовательных брендов – главный критерий, которым должны руководствоваться чиновники, планирующие такое слияние либо, как они говорят, укрупнение. В подобных случаях факт наличия лучших помещений или более современного оборудования не может служить основанием для принятия столь ответственных решений.

В России существует только три вуза, которые готовят специалистов горного дела: Московский государственный горный университет, Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" (Санкт-Петербург), который в свое время я сам окончил, тогда это был Ленинградский горный институт, и Уральский государственный горный университет. Для сравнения хочу привести в пример Германию, которая практически лишена собственных полезных ископаемых, за исключением, возможно, только угля, и там горных инженеров также готовят три ВУЗа, не буду их перечислять. Это говорит о том, что те страны, которые думают о своих перспективах и своем будущем, готовят специалистов.

И, например, приведу только одну горную академию во Фрайберге. Это старейший в Германии ВУЗ по этой специальности, который основан в 1765 году. Должен сказать, что в отличие от других ВУЗов Европы он не перешел на Болонскую систему и выдает диплом специалиста по итогам пятилетнего курса обучения, считая, что никакого бакалавра в горном деле в принципе быть не должно. Здесь я не могу отдельно не вспомнить ту неразумную поспешность, я бы сказал, угодливую поспешность, с которой в своем время наше Министерство образования решило, что коль скоро Россия стала участником Болонского процесса, значит, хомут на шею одеть нужно "по полной". Хотя в самом Болонском процессе четко сказано, что любые нормы Болонского процесса являются рекомендательными и отнюдь не обязательны для любой страны-участницы. Мы же пошли как всегда "впереди Европы всей" и делаем то, что мы сейчас видим и с чем мы сегодня сталкиваемся. То же самое о других государствах можно сказать, где разумно, исходя из своих национальных государственных интересов, поступают так, как им нужно, а отнюдь не руководствуются ни Болонским процессом, ни тем более какими-то субъективными, иногда отраслевыми, позициями.

Ситуация с объединением Горного университета и Московского института стали и сплавов крайне запутана и вызывает много вопросов. Основания, на самом деле, несмотря на то, что это много бумаг, труднообъяснимы. Первое, что приходит на ум – это здание, которое находится в центре Москвы со всеми вытекающими последствиями. Мы видим, когда сегодня принимаются те или иные решения, когда объединяют школы, объединяют ВУЗы, иногда как только смотришь адрес, где это находится, понимаешь, что всего скорее мы имеем дело с чисткой попыткой получить эти помещения, потом под каким-то предлогом перепрофилировать, перепродать, сделать все что угодно, одним словом – нажиться. К сожалению, совершенно очевидно, часто присутствует коррупционная составляющая. Мы понимаем, кто от этого будет иметь свои преимущества. Как уже сказал Виктор Евграфович Шудегов, мы подготовили законопроект, который, кстати, еще не внесен и уже по ходу мы вносим изменения... Потому что законопроект, который вносит изменение в статью 34 закона Российской Федерации "Об образовании", где мы предлагаем урегулировать порядок реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений... Что конкретно мы предлагаем. Я отдельно добавлю, что норма, которой буквально в черновике еще нет, сегодня уже вносится, потому что мы получаем очень много писем и считаем, как раз в свете того, что я сказал о зданиях, о помещениях, очень важно зафиксировать еще норму.

Нами предлагается следующее. Я перечислю наличие тех решений и тех документов, которые позволяют проводить вот такую реорганизацию в данном случае, это может быть и ликвидация, и укрупнение, и присоединение, – одним словом реорганизацию. В соответствии с нашим законопроектом, реорганизация государственного или муниципального образовательного учреждения может быть осуществлена только при наличии: решения учредителя образовательного учреждения, согласованного с трудовым коллективом; одобрения этого решения государственным законодательным органом власти для соответствующего субъекта РФ. Для учебного заведения – региональное подчинение, если речь идет о федеральном подчинении – то это должно быть решение Государственной Думы. Мы с Виктором Евграфовичем считаем необходимым внести дополнение о зданиях, запрещающее перепрофилирование зданий под иные цели кроме как образование. Потому, что так мы четко кладем барьер на пути тех, кто хочет ликвидировать то или иное учебное заведение просто в погоне за недвижимостью, за очень хорошим адресом.

Я не касался многих других аспектов. Я не касался проблемы объединения средних учебных заведений, хотя много проблем и очень много писем, в том числе из Москвы и моего родного города Санкт-Петербурга. Думаю, что участники круглого стола на эту тему также поговорят. Я хочу всех поблагодарить за внимание, за участие. Мы в своей законотворческой, законодательной деятельности, в том числе при внесении того законопроекта, о котором я сказал, конечно, будем руководствоваться и опираться на вашу позицию, позицию профессионалов, людей, которые в этой сфере, прежде всего, работают. Всем спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International