О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Геннадий Носовко: Россия не получит очевидных преимуществ от членства в ВТО

04 июля 2012

 см. также ↓

Подписанный Россией в декабре 2011 года протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был внесен на ратификацию Госдумы. Депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" прокомментировал этот законопроект и рассказал о последствиях вступления страны во Всемирную торговую организацию:

– Протокол устанавливает правовые основы для обеспечения выполнения Россией своих обязательств в рамках ВТО. После ратификации он станет частью правовой системы РФ и будет иметь приоритет над российским законодательством в случаях, когда оно ему противоречит.

По процедуре ВТО страна, подписавшая протокол, и желающая присоединиться к ВТО, обязана ратифицировать документ в течение 220 дней. Срок заканчивается 23 июля. Сразу хочу сказать, что меня и моих коллег по фракции совершенно не устраивают условия присоединения к ВТО.

Процесс переговоров по присоединению велся в закрытом режиме, сведения о конкретных условиях вступления и обязательствах России не публиковались. В результате представители российского бизнес-сообщества не знают условий вступления в ВТО и не информированы о его последствиях. Сегодня есть сторонники ратификации, которые говорят: все будет хорошо, мы вступим в ВТО и получим значительные преимущества. Есть представители, которые заявляют: мы от ВТО полностью проиграем. Но ни та, ни другая позиция не подкреплена необходимыми исследованиями.

В США, например, уже давно подсчитали, что экспорт в Россию увеличится в два раза. В Интернете на американских сайтах размещены документы, где подробно описано: откуда возьмется это увеличение, а именно в каком штате, какие отрасли, как смогут увеличить свои поставки в Россию.

А какая аналитическая информация есть в наших СМИ? На сайте Госдумы – проект федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении", на сайте Минэкономразвития РФ "Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации" на английском языке (с неофициальным переводом на русский). Эти документы совершенно не дают представления о каких-либо преимуществах для России от вступления во Всемирную торговую организацию.

Я уверен, что проблема достаточно серьезная, необходимо проведение исследований, мониторинга воздействия присоединения к ВТО на российскую экономику и регионы. Для того чтобы применять какие-то защитные меры в дальнейшем, они должны быть научно обоснованы и просчитаны. Иначе мы будем иметь массу проблем.

Усиление конкуренции со стороны импорта с большой вероятностью приведет к снижению спроса на отечественные товары и услуги, и, как следствие, к сокращению производства и высвобождению работников, к росту структурной безработицы.

По подсчетам некоторых аналитиков вступление в ВТО повлечет появление в России 30 млн. безработных. От вступления в ВТО отдельные регионы выигрывают, а другие – сильно проигрывают. Либерализация торговли (снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка промышленности, ориентированной на внутренний рынок, обострения кризиса платежного баланса и сокращения рабочих мест.

Общественные блага (медицина, образование, транспорт, пенсионная система, культура) в ВТО понимаются не как право граждан, а как товар. ВТО требует их приватизации и открытие доступа к ним иностранным организациям. А это, скорее всего, приведет к росту цен в этих социально значимых сферах.

Сторонники необходимости вступления в ВТО говорят, что этот процесс стимулирует модернизацию. Но мировой опыт говорит о другом. Все страны, успешно прошедшие модернизацию: Китай, Южная Корея, Индия на первоначальном этапе проводили очень жесткую протекционистскую политику. И только после модернизации экономики они открывали свои рынки. Мы вступаем с далеко не модернизированной экономикой. Российская энергетика и ЖКХ, промышленность и сельское хозяйство с уровнем износа основных фондов до 80 процентов не смогут обеспечить конкурентных условий функционирования и создания новых предприятий.

Наши предприятия тратят на свою модернизацию собственные средства. Взять банковский кредит для многих практически невозможно. Мы открываем рынки, предприятия теряют рынки сбыта, рентабельность стремится к нулю. Они становятся убыточными. О какой модернизации может идти речь?

В качестве примера успешного присоединении к ВТО часто называют Китай. Но подход в Китае был очень постепенным, а реформы проводились одна за другой. И вступление в ВТО состоялось после того, как Китай провел меры по развитию, по осторожному развитию, в частности, своей промышленности. Причиной больших инвестиций в Китай является не вступление в ВТО, а собственные внутренние правила, которые он разработал. И, тем не менее, отдельные отрасли экономики этой страны все же пострадали. Сельское хозяйство пережило шок – масса разорившихся крестьян, слабая конкурентоспособность сельхозпроизводителей. Нельзя не отметить роль китайского правительства – вдумчивое управление притоком иностранных инвестиций позволило успешно использовать все возможные выгоды от сотрудничества с ВТО. У нас нет собственных правил, чтобы защитить отечественное производство.

К сожалению, современная мировая торговля построена по принципу: прав не тот, кто произвел товар более качественный, а тот, кто лучше защитил свои права.

Споры же в рамках ВТО весьма дорогостоящие и требуют организации мощных юридических служб. У нас нет таких высококвалифицированных юристов и юридических фирм, которые разбираются в системе ВТО и способны защитить каждое отдельно взятое предприятие.

Становление структуры, обеспечивающей эффективную защиту отдельных производителей, национальной экономики в целом, займет не один год. Рабочим языком ВТО является английский. Я полагаю, должна быть отдельная программа, по подготовке такого рода специалистов. В противном случае, мы только на этом направлении будем проигрывать постоянно. Потому что все, что касается работы в ВТО – это, в первую очередь, юридическое обоснование того, что вы сделали.

Всемирная торговая организация заявляет о том, что все страны находятся в равных условиях. Но я так не считаю. Все страны находятся в разных географических, социальных, других условиях, они не равны изначально. ВТО провозгласило, что правила для всех равны. Но проблема в том, что эти правила на самом деле не применяются на равных условиях. Несмотря на то, что в ВТО входят около 130 стран, всего лишь 20 из них обладают реальной силой, и именно они принимают в ВТО решения.

Есть еще один момент, я об этом говорил в самом начале – протокол о присоединении станет частью российской правовой системы и будет иметь приоритет над национальным законодательством. На это практически никто не обратил внимания, но Меморандум ВТО от 19.03.2001 года постановляет, что национальные законы можно отменить, если ВТО посчитает их "более обременительными, чем необходимо". Это означает, что ВТО будет пересматривать действующие законы! Статья VI.4 соглашения ГАТС устанавливает, что Комиссия ГАТС по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны, она решает, является ли закон или решение "более обременительным, чем необходимо". Что такое "необходимо" тоже решает комиссия ГАТС, а не национальный парламент.

Таким образом, напрашивается следующий вывод: преимущества для России от вступления в ВТО незначительны и не столь очевидны. Использование механизмов квотирования импорта и прочие меры принесут несколько миллиардов долларов, что по меркам нашего экспорта – немного. Нефть и газ мы поставляем в том количестве, сколько у нас готовы купить. Невступление России в ВТО никак не повлияет на торговлю: если есть спрос на ресурсы и товары, он все равно будет. Зато Россия не будет связана политическими и экономическими правилами и финансовыми санкциями.

А вот ущерб для экономики России, по расчетам аналитиков "ВТО-ИНФОРМ", от вступления в ВТО по всем отраслям составит 1,5 трлн. руб. ежегодно.

Собственно говоря, у нашей экономики есть острейшие системные проблемы, которые надо решать независимо от присоединения к ВТО. Присоединимся мы к ВТО или не присоединимся, проблемы эти не исчезнут. Уже не один год говорится о необходимости создания механизмов для того, чтобы внутри Российской Федерации появились условия для реализации и привлечения инвестиций. Основные факторы, препятствующие ведению бизнеса в нашей стране это – коррупция, бюрократия, высокие налоги. Пока эти проблемы не будут решены, масштабных иностранных инвестиций мы не увидим.

Мы категорически возражаем против вступления в ВТО, когда россияне не знают ни об условиях, ни о последствиях этого процесса. Ни одна из необходимых предпосылок развития экономики, благоприятного ее функционирования в рамках ВТО, не создана Правительством: ни условия налогообложения, ни кредитование для развития, ни собственной системы стандартов, ни стабильной системы правопорядка.

Членство в ВТО само по себе не создает благополучия, не создает развития. Россия еще не готова успешно работать в рамках международной экономической системы.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International