Илья Пономарев: Общественное телевидение должно отражать интересы всего общества
см. также ↓8 июня в Государственной Думе обсуждался в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" в части формирования органов управления автономной некоммерческой организации "Общественное телевидение России" и обеспечения формирования целевого капитала для финансирования ее деятельности. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Илья Пономарев:
– Здравствуйте, дорогие коллеги! Мне кажется, что многие, сидящие здесь, пытаются как-то примерить Общественное телевидение, прежде всего, на себя, на свои интересы, на интересы политиков. Понятно, что Общественное телевидение должно быть гораздо шире. Это не должно быть интересом ни власти, ни оппозиции. Это должно служить интересам всего общества. И, соответственно, то, что мы сегодня принимаем, с точки зрения механизма должно быть выстроено так, чтобы отражать интересы всего общества.
Какими являются три основных признака Общественного телевидения? Каков главный инструментарий, который должен быть, когда мы принимаем законодательство? Первое. Должна быть обеспечена независимая кадровая политика. Ни власть, ни оппозиция, ни бизнес – никто не должен иметь возможность диктовать через кадры то, каким образом это телевидение будет развиваться. Второй признак – независимая редакционная политика. Она должна быть свободна как от политического, так и от коммерческого влияния. Соответственно, при формировании кадрового состава должны быть исключены любые конфликты интересов. И, наконец, третье, то, что обеспечивает первые два условия, это независимые финансовые источники. Опять-таки ни государство, ни одна из коммерческих групп, ни одна из политических групп не должна иметь возможность воздействовать ни на то, каким образом наполняется фонд Общественного телевидения, ни на то, как он расходуется.
Что мы имеем в данном законопроекте? Мы имеем нарушение всех трёх этих самых принципов. Фонд целевого капитала в том виде, в котором он сейчас представлен, является не прокладкой между источником средств, как это предлагала рабочая группа, в которой ваш покорный слуга принимал участие по формированию принципов Общественного телевидения. Вместо этого фонду фактически придаются признаки управляющего органа проекта Общественного телевидения. Это является очевидной ошибкой. Принципы назначения в это Общественное телевидение это Президент, Общественная палата. Каким образом формируется Общественная палата? Естественно, не независимым путём от, в данном случае, органов исполнительной власти. Это ещё больше усиливается зависимостью, прямой зависимостью, от Президента. Конечно, это создаёт прямой конфликт интересов при реализации кадровой политики.
Не зря мы видим сейчас, что самые уважаемые деятели телевизионного рынка массово отказываются принимать участие в этом проекте. Причём, те, которые являются главными инициаторами вообще самой идеи Общественного телевидения как, например, Владимир Владимирович Познер. Назначения, воздействие любых политических интересов или воздействие действующих телевизионных каналов и коммерческих групп, которые здесь есть, должны быть полностью исключены. В целом же концепция Общественного телевидения должна быть направлена на развитие медийного рынка в целом. Кстати, в этом проекте забыты вопросы телерадиовещания, забыты другие формы электронного и неэлектронного информирования граждан, а это, безусловно, является одним комплексом вопросов.
Когда рабочая группа господина Федотова формировала свои предложения по концепции общественного телевидения, мы предлагали, во-первых, воспользоваться теми примерами, которые уже существуют в российском законодательстве. Мы также предлагали создавать фонд целевого капитала, только структурировать его совершенно по-другому. И у нас уже есть прецедент, это закон о "Сколково", который сформирован таким образом, что создаётся непрозрачный и совершенно жёсткий экран между государством, между исполнительной властью и управляющей командой проекта. Второе. Мы говорили, что этот фонд должен быть фондом развития региональных средств массовой информации. Это должен быть фонд, который имеет возможность давать гранты независимым телерадиопроизводителям, которые бы создавали свою продукцию, которая могла бы, в том числе, размещаться и на обычных телевизионных каналах. Мы предлагали отдать региональные гостелерадиокомпании в этот проект Общественного телевидения, сняв их таким образом от зависимости от региональных органов исполнительной власти, а также от коммерческих интересов. В целом этот закон сейчас напоминает ещё одну имитацию. Вместо того чтобы создать Общественное телевидение, мы создаём ещё один государственный телеканал только с усложнённой схемой финансирования. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может это поддержать в таком виде. Мы предлагаем вместо этого принять отдельный специальный закон об Общественном телевидении.