О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Виктор Шудегов: Средства надо вкладывать не в дворцы, мерседесы и роллс-ройсы, а в образование наших граждан и инновационное развитие российской экономики

14 сентября 2011

 см. также ↓

Начался учебный год, и споры вокруг закона "Об образовании в Российской Федерации", принятие которого планируется на осень 2011 года, разгорелись с новой силой. Что нам ожидать от этого закона, предлагаемого Минобрнауки и "партией власти"? Какие доработки необходимы для того, чтобы законопроект отвечал современным требованиям? Над этими и другими актуальными вопросами размышляет депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе, заместитель председателя Комитета ГД по образованию, профессор Виктор Шудегов:

– Анализировать весь предлагаемый документ, текст которого более 200 страниц, просто нереально. Поэтому остановлюсь лишь на самом главном. Главное же то, что практически все положительные новшества носят чисто декларативный характер. Так, в законопроекте вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников. Например, органы государственной власти рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики. Дополнительные меры государственной поддержки предусмотрены для лиц, отнесенных к молодым специалистам. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования.

Непонятно только, как все это и многое другое будет осуществляться на практике, за счет каких средств. Всем известна, скажем, реальная ситуация с теми же детскими садами: как трудно простым семьям устроить туда ребенка, оплачивать соответствующие расходы. Или – многих справедливо пугает отсутствие в законопроекте начального профессионального образования...

– Виктор Евграфович, какие же доработки требуются для того, чтобы законопроект отвечал современным требованиям? Что, в первую очередь, нуждается в совершенствовании?

– Позволю себе тезисно высказать свое видение концептуальных положений. Полагаю, что в законопроекте, прежде всего, должен быть отражен блок положений, которые определяют успех системы образования. Я называю их "три образовательных кита": расширение права граждан на образование, повышение статуса педагогического работника, обеспечение достаточного финансирования образовательных учреждений.

– В чем именно необходимо расширять право граждан на образование?

– В законопроекте надо установить общедоступность и бесплатность высшего профессионального образования хотя бы для ряда категорий граждан. Это инвалиды, сироты и др. То есть, те категории граждан, которых рассматриваемый законопроект лишил права на внеконкурсное поступление в вуз. При этом считаю, предоставляя право на общедоступность высшего образования указанным категориям граждан, закон должен установить, что лимит бюджетных мест для реализации предлагаемого положения должен выделяться сверх нормы бюджетных мест, выделяемой для поступления в вуз на конкурсной основе.

Целесообразно также узаконить право граждан, обучающихся по очной форме в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на получение дополнительного образования в объеме не менее 120 часов в год.

Необходимо установить такие размеры стипендий, которые бы действительно выполняли роль по созданию условий для обучения студентов, а не поиску ими заработка для элементарного выживания. В советское время размер стипендии составлял 80 процентов от прожиточного минимума, а в настоящее время размер стипендии – менее одной пятой части величины прожиточного минимума в целом по России. Если мы хотим действительно иметь высокообразованных специалистов, то должны студенту дать стипендию, позволяющую ему учиться. Мной внесены в Госдуму два законопроекта по установлению стипендий. Они предусматривают, что размер стипендии не может быть установлен в вузе менее 50 процентов величины прожиточного минимума на душу населения в целом по стране, а в ссузе и профессиональном училище – менее 40 процентов.

Важно установить и механизм расширения права на высшее образование посредством увеличения числа мест в вузах, финансируемый за счет средств федерального бюджета. С этой целью мною внесен в Госдуму законопроект, устанавливающий количество обучающихся за счет средств федерального бюджета. По этому законопроекту, к 1 сентября 2013 года должно быть не менее 210 студентов на каждые десять тысяч проживающих в России, а к 1 сентября 2020 года – не менее 250 студентов.

Слабо представлены правовые механизмы защиты сельской школы от дальнейшего уничтожения. Мной внесен в Госдуму законопроект, призванный защитить малокомплектные сельские школы. Если фактическая численность школьников, обучающихся в здании малокомплектного сельского общеобразовательного учреждения, составляет менее 50 процентов от проектной численности ученических мест этого задания для финансирования расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов, используется не муниципальный заказ, а сохраняется механизм сметного финансирования. Этот механизм призван обеспечить содержание зданий и коммунальные расходы указанных общеобразовательных учреждений в полном объеме.

Кроме того, необходим реальный механизм гарантий бесплатного дошкольного образования. В порядке компенсации родителям, детей которых не приняли в детский сад, представляется целесообразным выплачивать по 5 тысяч рублей ежемесячно. Такой законопроект также внесен мной в Госдуму. Внесена на рассмотрение и инициатива, устанавливающая механизм доступного образовательного кредита, что позволит расширить доступность образования молодым людям из социально незащищенных семей.

– А что нужно добавить в законопроект для повышения статуса педагогического работника?

– Полагаю целесообразным установить на законодательном уровне, что статус педагогического работника, в зависимости от учредителя образовательного учреждения, приравнивается соответственно к статусу государственного или муниципального служащего, в том числе в части размера оплаты труда. Так уже сделано в ряде цивилизованных европейских стран, например, в Германии и Финляндии.

Молодые учителя в первые три года работы должны получать специальные надбавки к заработной плате, что позволит закрепить молодежь в системе образования. Предлагаю предусмотреть установление этой категории педагогических работников в первые три года работы ежемесячную доплату в размере 50 процентов от их заработной платы по основной работе.

Предельный объем учебной нагрузки педработника не должен превышать 18 часов в неделю. При условии, что за это выплачивается достойная заработная плата.

В целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, ежемесячная денежная компенсация должна быть не менее 20 процентов от МРОТ, сегодня это около 900 рублей в месяц.

Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа вне зависимости от их размеров должно обеспечиваться за счет субвенций из федерального бюджета.

Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы должен оплачиваться в размерах не менее 50 процентов от средней заработной платы за предыдущий учебный год.

Право на доплаты за ученые степени и ученые звания должно распространяться на педагогических работников всех государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Педагогические работники должны иметь право на первоочередное получение жилой площади, что может обеспечиваться предоставлением им кредита со ставкой равной половине ставки рефинансирования Центробанка сроком на 10 лет. При этом следует установить, что кредит предоставляется после 3-х лет работы на педагогической должности. После 5 лет работы в должности педагога после получения кредита последний гасится на 50%, а оставшаяся часть после 10 лет работы. В случае увольнения в первые 5 лет, размер кредитной ставки приравнивается к ставке рефинансирования.

Нижний предел должностного оклада педагогического работника не может быть ниже размера МРОТ. При этом в состав оклада педагогических работников не могут включаться надбавки и доплаты.

Педагогические работники должны наделяться правом получения в образовательном учреждении в служебных целях ноутбука и на оплату за пользование Интернетом.

Все перечисленные инициативы внесены мной от фракции социалистов в Государственную Думу.

– И последнее: какие изменения нужны в механизмах финансирования образования?

Считаю принципиально важным установить динамику роста объемов финансовых средств, выделяемых на образование как из федерального, так и из консолидированного бюджета. При этом представляется необходимым довести к 2020 году финансирование образования за счет средств федерального бюджета в объеме не менее 7 процентов от ВВП. Следует подчеркнуть, что даже Новая Зеландия выделяет на нужды образования более 6,7% от ВВП, Финляндия – 20%, Южная Корея – 23%, а правящая партия богатой ресурсами России – только 3,5%.

Надо радикально изменить налоговую политику. По крайней мере, мы должны освободить образовательные учреждения от налога на недвижимость, на землю. Следует исключить при определении базы налога на прибыль образовательных учреждений тех средств или имущества, которые получены ими при финансировании программ их развития в виде бюджетных ассигнований или субсидий автономным учреждениям, а также при реализации федеральных целевых программ. Надо исключить из налогооблагаемой базы работодателей объем средств, переданных ими безвозмездно образовательным учреждениям в виде оборудования, материалов, денежных средств.

Предлагаемые объемы финансирования создадут необходимую экономическую базу для реальной модернизации отечественной системы образования. Относительно многочисленных разговоров об отсутствии средств, полагаю, что нашей стране, ее руководству, "партии власти" надо перестать "закапывать" деньги в дворцы, мерседесы и роллс-ройсы, а также в зарубежные банки. Средства надо вкладывать в образование наших граждан и инновационное развитие российской экономики. Все вышеназванные предложения, повторюсь, внесены в виде законопроектов в Госдуму, а также будут внесены от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ко второму чтению, в виде поправок.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International