Александр Ломакин-Румянцев об использовании средств материнского капитала на лечение и реабилитацию ребенка-инвалида
см. также ↓Госдума отклонила проект федерального закона № 225461-5 "О внесении изменений в ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребенка-инвалида), внесенный депутатами Госдумы А.В.Ломакиным-Румянцевым, Е.А.Вторыгиной, К.Н.Новиковой, Н.А.Останиной, О.Л.Михеевым, А.В.Терентьевым, Е.Б.Мизулиной, А.Г.Аксаковым, А.В.Кузьминой, Т.Н.Москальковой, А.В.Беляковым. С докладом выступил Александр Ломакин-Румянцев:
Уважаемые коллеги! Достаточно сложно представлять законопроект, если знаешь, что при отрицательных заключениях на него, и в первую очередь – правительства, никакие аргументы, никакие реальные примеры не смогут изменить его судьбу и он будет отклонен.
На мой взгляд, это неправильная ситуация, когда Палата, точнее фракция большинства, на пленарном заседании по сути не обсуждает законопроекты, не может принять решение, идущее в разрез с мнением правительства, но решающее конкретные проблемы людей. Даже если для этого не требуется дополнительных средств из бюджета.
Представляемый Вашему вниманию законопроект предусматривает расширение направлений использования средств материнского (семейного) капитала путем предоставления возможности его использования для лечения и реабилитации детей-инвалидов. Родители детей-инвалидов неоднократно обращали внимание на большие проблемы с организацией лечения и реабилитации их детей. На многие виды лечения и реабилитации, особенно высокотехнологичные, имеется большая очередность, Многие виды такой помощи оказываются лишь в ведущих центрах страны и полностью отсутствуют в отдаленных регионах. Все это задерживает возможность получения такой помощи, а для многих детей она остается полностью недоступной.
Однако для больных детей временной фактор является решающим для получения эффективного лечения и реабилитации и задержка на несколько месяцев или лет часто приводит к необратимым последствиям. Родители детей-инвалидов отмечают в своих многочисленных обращениях, что они готовы использовать средства материнского (семейного) капитала в первую очередь именно на лечение и реабилитацию, так как своевременное получение такой помощи обеспечивает наиболее благоприятные перспективы для социальной интеграции ребенка.
Законопроект расширяет возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала так как они считают наиболее эффективно и полезно с учетом интересов ребенка-инвалида. При этом, подчеркну – он только представляет ПРАВО, а отнюдь не обязывает родителей.
Какие же аргументы для отклонения законопроекта приводят Комитет (точнее, позиция поддержана большинством – то есть ЕР– членов Комитета, так как среди авторов есть и члены Комитета, занимающие иную позицию) и Правительство?
"Предложенный авторами механизм компенсации не проработан в достаточной степени, что не позволяет ожидать эффективной реализации предлагаемых норм. Представляется, что соответствующие положения должны были найти отражение непосредственно в проекте федерального закона и регулирование указанных отношений не может быть возложено на Правительство Российской Федерации."
А на взгляд авторов представляется, что данный механизм (кстати, включенный по предложению тех же членов Комитета!) можно было бы доработать при необходимости ко второму чтению. Но есть ли такая необходимость? Почему по другим направлениям использования материнского капитала все передано на уровень Правительства, а в этом случае надо обязательно прописать в законе?
Следующее замечание – "вызывает, в частности, возражение употребление в законопроекте понятия "лечение", которое не имеет легального определения в законодательстве Российской Федерации". А как тогда быть со ст.2 нового, рассматриваемого сейчас Думой закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где в п.7 дается это определение?
Но главное "замечание" высказано Правительством и естественно поддержано Комитетом – "действующее законодательство предусматривает предоставление детям-инвалидам медицинских и реабилитационных услуг на бесплатной основе за счет бюджетных средств.
Введение предлагаемого законопроектом нового направления использования средств материнского (семейного) капитала фактически приведет к переложению бремени расходных обязательств государства в сфере охраны здоровья детей-инвалидов на их родителей (усыновителей), получивших дополнительную целевую государственную поддержку в виде указанных средств."
Невольно возникает вопрос – а что, по другим направлениям использования материнского капитала у нас уже все платное? И образование? По-моему, Конституцию России пока еще никто не отменял.
Мне говорят, что все вопросы могут быть решены через квоты по ВМП – во-первых, далеко не все операции входят в этот список, а во-вторых, ВМП на реабилитацию вообще не распространяется.
Кстати, в августе 2011 года стало известно (по материалам СМИ), что квоты на 2011 год вообще практически закончились. Министерство, видимо, выделит дополнительные средства – но ведь есть ситуации, когда люди ждать не могут!
Социальные сети переполнены просьбами о спасении больных малышей. Отчаявшиеся родители надеются на доброту чужих людей, потому что рассчитывать на милосердие государства у нас как-то не принято.
В блоге Президента был крик отчаяния несчастной женщины, у которой нет средств, чтобы спасти своего ребенка-инвалида. А вспомните как выступал лидер вашей, Единой России, партии на небезызвестном концерте фонда "Федерация" в помощь таким детям? Получается, что наверху о проблемах знают, но решить их законодательно почему-то не хотят.
Совсем другая реакция на законопроект в регионах, где непосредственно сталкиваются с этими проблемами – из 52 органов исполнительной власти его поддержали 45, а из 42 законодательных – 39!
И хотя в начале я говорил, что предполагаю судьбу законопроекта – но хотелось бы наедятся на чудо! Предлагаю законопроект поддержать.