Иван Грачев: Есть прямая связь между деньгами, отправленными в стабилизационный фонд, и катастрофами авиалайнеров
В первую очередь, выражаю глубокое соболезнование родным и близким погибших. Если мы хотим, чтобы этого не повторялось, чтобы у нас были нормальные самолеты, а для большой страны по-другому нельзя, то надо в эту отрасль вкладываться.
Пример продемонстрировала Бразилия. В тот период, когда начинался развал российской авиационной промышленности, занимавшей в прошлом веке второе место в мире, они с нуля за пятнадцать лет поднялись на третье место, а мы подошли к нулевой отметке. Притом что Бразилия в значительной степени взяла наших же сотрудников, инженеров, преподавателей.
На мой взгляд, мы демонстрируем образец неверной экономической стратегии. Понятно, что страна, имеющая нефтедоллары, может позволить себе покупать самолеты в Европе и США, но тогда это сырьевая страна, где большинство не будет иметь нормальной работы. То же самое происходит в энергетике, то же самое происходит в судостроении, раз начали иностранные военные корабли покупать. Это общая тенденция.
Безусловно, научная и экспериментальная база в стране пока осталась, есть все что нужно, чтобы отрасль реанимировать и сделать третьей в мире. Ведь военные самолеты, которые технологически сложнее, страна продает, мы вторые в мире по самолетам пятого поколения, следовательно, и гражданскую авиацию можно возобновить. Снизив налоги для авиационных предприятий или освободив от таможенных пошлин оборудование, которое они закупают. Но вся экономическая политика направлена на превращение России в сырьевую страну, все налоги, регулирование рубля благоприятны только для сырьевых отраслей, но не для авиапрома.