Доклад руководителя Ивановского регионального отделения Павла Попова на Конгрессе депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Центрального федерального округа
см. также ↓Избыточное социальное неравенство: технология преодоления с позиции политической практики
Предстоящие выборные кампании всех уровней будут проходить в принципиально новых условиях. Кроме исследований независимых социологических организаций, демонстрирующих резкое падение рейтингов ЕР, об этом свидетельствуют низкие показатели экономического роста страны, недовольство представителей регионального бизнеса разговорами о будущем новой инновационной экономики при полном безразличии к региональной экономике сегодняшнего дня, гибнущей при отсутствии четкой государственной социально экономической политики, которая учитывала бы одновременно ближнюю, среднюю и долгосрочную перспективу. Все это порождает ожидания роста безработицы, экономического спада, глухоты властей к требованиям сегодняшнего дня, к нуждам регионов.
Это порождает тревогу, надежды, ожидания, разочарования, которые уже находят реализацию в духе популистских лозунгов типа: путь к преодолению социального неравенства состоит в реализации принципа "Отнять и поделить!". Мы полагаем, что ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЩЕСТВО – это в первую очередь ответственное общество, способное не только просить или требовать, но и участвовать в выработке и реализации решений. Только в этом случае проблема избыточного социального неравенства, о котором говорили участники данной конференции, может быть переведена из плоскости хоть и правомерного, но совершенного непродуктивного протеста, в плоскость выработки конкретных решений и технологий. Обсуждению не лозунгов в духе "вперед и выше!", а конкретных предложений и реализуемых инициатив хотел бы посвятить свое выступление.
Не случайно сверхавторитарная партия Прохорова вызвала большой интерес в электоральных кругах. Позиция патернализма, решительности, экономического патриотизма, в совокупности с доказанной эффективностью менеджера, делает эту партию способной отнять много голосов у ЛДПР, КПРФ и даже у СР. Новая партия демонстрирует себя как серьезная оппозиционная сила. И именно этого ждут избиратели. Кроме того, хочу сообщить вам, что представители науки, члены ивановского отделения СР, фиксируют принципиальные изменения позиций интеллигенции и ученых России, которые считают существующую социально-экономическую модель развития страны – по существу безнадежной, т.к. она противоречит известным принципам модернизации и развития стран переживающих серьезные социальные реформы. Существующая модель полностью игнорирует культурную традицию страны, нравственные и духовные параметры перемен необходимые для динамичного и стабильного роста.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ исходно декларировала себя как партия конструктивной оппозиции. Однако прежнее положение лидера партии объективно мешало проявлению этой конструктивной оппозиционности. Сегодня же есть не только возможность, но и необходимость предъявить обществу этот конструктив, программу не только привлекательную для избирателей, но и научно обоснованную, реалистическую, мобилизующую и вдохновляющую, дающая населению оптимистическую перспективу, объединяющую граждан вокруг высокой, благородной и экономически позитивной идеи. Сегодня для победы следует не искать политтехнологов, которые смогут очередной раз красиво обмануть избирателей, а находить способы объединения региональных элит – деловой, научной, духовной, культурной, политической, которые смогут принять на себя ответственность за происходящее, за население, за будущее достойное нашей великой страны.
Выборы в местные органы власти, проходящие в условиях усиливающейся социальной напряженности в условиях экономического кризиса, актуализируют проблему взаимоотношений и взаимодействия населения с органами представительной и исполнительной власти.
Проведенные накануне выборов социологические опросы показывают – 85 % избирателей полностью или частично не доверяют избранным депутатам. Причина этого в том, что, по мнению избирателей, большинство кандидатов в депутатов местного уровня готовы обещать все что угодно лишь для того, чтобы получить депутатский мандат и заниматься личными делами, а не проблемами избирателей. Ни одна из политических партий на данный момент не предлагает технологичных решений и соответствующих новаций в законодательство, которые смогли бы вернуть избирателю доверие к самой идее представительной власти. Поэтому любые даже самые яркие актуальные программные заявления не привлекают внимание людей. Так нет никакой ни юридической, ни моральной ответственности за их реализацию.
Ивановское региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на выборах в местные органы власти, которые прошли в марте 2011 г. выступило с инициативой заключения Социального договора между кандидатом в депутаты и представителями избирателей избирательного округа. Эта идея была разработана нашими ивановскими учеными и уже получила серьезную поддержку на российском и международном уровнях. В российской социальной и экономической науке сейчас происходят очень серьезные процессы, пока что мало заметные для других слоев населения. Ивановские ученые активно участвуют в этом процессе и обладают высоким авторитетом в научных кругах, они разрабатывают новую междисциплинарную теорию оптимального развития современного общества и человека (академик АФ МГУ, директор Института Развития Человека Е.В. Шелкопляс, директор Института системных экономико-психологических исследований д.э.н. С.С. Мишуров, руководитель Центра криризисологических исследований ШГПУ д.фил.н. В.П. Океанский, заведующий кафедрой физики ИГЭУ д.т.н. А.И. Тихонов), которая обсуждалась на многих ученых форумах, съездах СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, на Третьем социальном форуме в Лондоне. Идеи получили поддержку многих ивановских кандидатов в депутаты от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", были опробованы и на выборах в г. Иваново, получили поддержку общественных объединений.
Современная наука утверждает: лучший выход "нанимать" депутата, т.е дать ему и полноценную ответственность и полноценное лоббирование своих избирателей, продвигать такого депутата быстро вверх при условии выполнения им условий социального договора. Социальный договор от имени избирателей подписывают советы микрорайонов (ТОСЫ органы территориального общественного самоуправления), профсоюзные организации и советы ветеранов округа. В нем кандидат в депутаты принимает на себя обязательство отчитываться (в случае избрания) перед Советом округа, проводя встречи в одной из школ округа, информировать о предлагаемых ими новых законах (законодательных инициативах) и согласовывать с Советом округа очередность новых законов с учетом их значения для избирателей. Социальный договор – это, с одной стороны, перечень основных обязательств кандидата перед избирателями округа, с другой стороны, это гарантия поддержки инициатив со стороны населения. В этом случае депутат, связавший себя в период предвыборной кампании обязательствами в рамках Социального договора, вправе обращаться к Совету округа за поддержкой в проведении социально значимых законов. Но, в случае утраты депутатом доверия избирателей, Социальный договор предполагает досрочное сложение им своих полномочий. Таким образом, депутат превращается из барина на шее у избирателя в чрезвычайно уважаемого и могущественного представителя народа, работника, нанятого избирателями для решения общих проблем.
Законодательное закрепление полномочий данного института, позволяющее придать не только моральную, но и юридическую значимость Социальному договору кандидата в депутаты, оценивается избирателями как чрезвычайно значимое. Поэтому мы предлагаем включить данный вопрос в число законодательных инициатив партии.
Безусловно, реализация данной инициативы на практике возможна лишь при наличии достаточно развитых институтов и структур самоорганизации общества, то есть того, что называют "гражданским обществом". Поэтому отдельный вопрос, который требует, на наш взгляд, первоочередного законодательного решения и отражения в программе партии, является вопрос о создании условий для принятия населением на себя части ответственности за решение хозяйственных, социальных вопросов через структуры (само)организованного гражданского общества. Основу для этого могут создать полноценные территориальные общины организованные, в частности, в форме органов территориального общественного самоуправления (ТОСов), которые могут быть образованы вокруг школ – как естественных центров социальной активности. Для придания ТОСам соответствующего статуса необходимо законодательное закрепление их полномочий по участию в законотворческой и нормотворческой работе на региональном и муниципальном уровне. Соответствующие законодательные предложения в настоящее время активно поддерживаются фракцией нашей партии в Законодательном собрании Ивановской области совместно с профильным комитетом по развитию институтов гражданского общества, который возглавляет присутствующий здесь наш коллега-однопартиец Александр Владимирович Петелин.
Решение данной задачи позволит создать условия для реального участия населения в деятельности различных ветвей власти. В частности, мы предлагаем законодательно закрепить при формировании квалификационных коллегий судей участие представителей гражданского общества, выдвигаемых территориальными общинами (ТОСами) и их ассоциациями на подведомственной суду территории. Аналогичный механизм может быть реализован и в отношении территориальных органов полиции. Подобные механизмы позволят на практике расширить влияние различных социальных групп населения на действия власти, став противовесом так называемому "телефонному праву" устраняя неравенство участников процесса судопроизводства.
Среди важных инициатив, которые на практике способны начать процесс преодоления проблемы неравенства в такой наглядной и чувствительной сфере как оплата труда является установление на местном (а в дальнейшем на региональном и федеральном) уровне общественно признанных пропорций в оплате труда работников различных категорий. Учитывая, что в настоящее время согласно результатам социологических опросов наибольшим доверием со стороны населения обладают учителя (по данным ВЦИОМ им готовы доверять 70 % населения), именно зарплату учителя предлагается принять за точку отсчета (100 %). Установить адресные доплаты на выравнивание различий между фактическими и общественно признанными пропорциями в оплате труда на муниципальном, региональном и федеральном уровне (например, за счет дополнительных доходов соответствующих бюджетов). Это позволит, по мнению общественных и политических объединений Ивановской области, существенно повысить качество социального взаимодействия за счет прямой реализации принципа Справедливости в распределении доходов. На этом вопросе как на оселке можно проверить способность политических партий к отрытому диалогу с избирателями по крайне острым вопросам.
Россия всегда отличалась своей коллективистской культурой. В ней православная идея соборности и коллективного спасения как коллективной ответственности, исторически противопоставлена культуре западной, индивидуалистической, основанной даже не на католицизме, а на протестантской религии, где каждый может отвечать лишь за себя. Недаром Н.А. Бердяев считал, что коммунизм в России возник не столько из марксизма, сколько из православия.
Ивановское отделение СР предлагает также поставить на широкое обсуждение вопрос об изменении законодательства в области материнства и охраны детства, позволяющий успешнее решать демографические проблемы сегодняшнего дня. Речь идет о декларации прав женщины на социальную поддержку материнства, означающей включение в стаж и оплату времени рождения и воспитания детей, оценку не только количества рожденных детей, но и качества их физического, нравственного и духовного воспитания.
Кроме того, предлагаются такие принципиальные социальные изменения, направленные на создание иммунитета против избыточного социального неравенства для как:
Восстановление входящих в матрицу российской культуры таких базовых символов и ценностей как справедливость, патриотизм, честный и творческий труд, коллективизм (солидаризм, соборность), привилегированное положение социальных групп детей и молодежи, пожилых людей, женщин.
Дополнение существующих форм собственности системной собственностью, отражающей участие гражданина в деятельности всех уровней экономических систем, от конкретной организации до государства.
Формирование непосредственно-представительной формы демократии через создание системы территориальных и производственно-территориальных общин, заключающих социальный контракт с лидерами всех уровней.
Введение института социальных денег (грантов общин) за выполняемую социально значимую деятельность.
Введение в качестве критерия гармоничного развития общества "принципа социального согласия" оцениваемого при помощи регулярных социологических опросов населения и общин, соответствия прогнозов развития, сделанных властью, реальным результатам.
Введение принципа моральной оценки законов, предлагаемых законодательными органами, структурами, имеющими право на таковую (признанными населением) – религиозные конфессии, общины и др. признанные неполитические структуры.
Мы полагаем, что ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЩЕСТВО сегодня тем и отличается от предшествующих форм общественной организации, что оно способно рационально осмысленные современной социальной наукой законы социальной организации соединить с актуальной политической практикой. И в этом нам видится значимый ресурс нашей партии не только в период предвыборной агитации, но и при осуществлении доверенных нам избирателями властных полномочий на всех уровнях представительной власти.