Специалисты помнят, что в советское время существовала система плановых профилактических ремонтов судов, которая четко соблюдалась. Сейчас она развалена, но часть контрольных функций взял на себя Речной регистр. Он призван следить за тем, чтобы каждый год судно проходило осмотр на плаву и каждые 5 лет его осматривали на суше. Капремонт оплачивает судовладелец. Отказаться от ремонта владелец не может, иначе судно не выпустят в рейс.
Но даже такая рудиментарная процедура нужна нам, как воздух, поскольку свыше 60% российских речных судов построено до 1967 года, а самый "юный" круизный теплоход в России был спущен на воду без малого 20 лет назад.
На фоне речной трагедии почти незаметным осталось также фатальное приводнение самолета иркутской авиакомпании "Ангара" неподалеку у Нижневартовска. У самолета во время рейса произошло возгорание левого двигателя. А ведь самолетный парк "Ангары" насчитывает 10 Ан-24 и Ан-26, 2 борта Ан-2, а еще 12 вертолетов Ми-8 различной модификации. Эти воздушные суда наверняка сошли с конвейера более двух десятков лет назад, и так же стары, как и теплоход "Булгария".
Советская техносфера не вечна. Одним из самых громких сигналов ее крайнего износа (а, следовательно, и угрозы, которую представляет ее эксплуатация для людей) стала катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. После развала СССР в России было построено много банков, отелей, торгово-развлекательных центров, ночных клубов, но очень мало самолетов, а речной флот даже в советское время практически весь был импортным.
В нашей стране прибыльнее строить нефтяные танкеры. И если от долгой эксплуатации даже металл может "устать", то что говорить о сложных механизмах? В такой ситуации уберечь людей от беды может только безупречная работа контролирующих органов, которые не пустят в рейс теплоход, самолет, вертолет, автобус, если найдут износ или неполадки. Не разрешат продавать билеты в тот же ночной клуб, если в нем не соблюдены меры пожарной безопасности. Не позволят сдать в эксплуатацию дом, обнаружив следы халтурной работы строителей.
Качество работы контролирующих органов в современной России всем известно. Контроль стал видом заработка и неплохого...Боюсь, что в трагедиях на Волге и под Нижневартовском роковую роль сыграло хрестоматийное "блюдечко с голубой каемочкой", занесенное в нужный кабинет. Ну а большие деньги сами сберегут своих хозяев. С яхтой Абрамовича вряд ли случится то, что погубило круиз для казанских простолюдинов.
Износ основных фондов ЖКХ в России оценивается в 60%, кое-где эта цифра доходит до 80%. Специалисты считают, что порядка 30% основных фондов свое уже отслужили. Но "по бумагам" все обстоит вполне пристойно, и тарифы ЖКХ продолжают расти. Это значит, что мы стоим на пороге "вялотекущей" национальной катастрофы, которая, может быть, и обойдет обладателей квартир в элитных домах, но порядка 80% россиян окажутся в "социальном гетто", опасном для жизни и здоровья. Они будут получать травмы и гибнуть в собственных квартирах, подъездах и лифтах, оставаться без света, воды и тепла.
Когда же мы, наконец, поймем, что алчность недобросовестных судо и самолетовладельцев, коррупция в контролирующих органах представляют смертельную (именно смертельную!) угрозу для жизни граждан? И сколько еще россиян нужно проводить в последний путь, чтобы прийти к старому выводу: так жить нельзя?..