История со вспышкой кишечной эпидемии E. coli в Европе носит почти детективный характер. Двадцать пять человек погибших, а убийца так и не найден. Сколько еще жертв погибнет от невидимого убийцы?
В течение последних двух недель винили то испанские огурцы, то немецкие проростки бобов, и даже ненадолго картофельный ресторан на Балтийском побережье.
Но, после того как немецкие ученые заявили, что пока что нет никаких доказательств, связывающих бактерию с фермой в северном штате Нижней Саксонии, источник вспышки до сих пор остается загадкой.
Исследование причин вспышки эпидемии сильно затруднено, поскольку прошло уже несколько недель с момента вероятного начала эпидемии. Вряд ли удастся обнаружить источник смертоносной эпидемии к саммиту Россия-ЕС в Нижнем Новгороде, где тема эмбарго России на свежие овощи будет одной из главных.
После того, как глава делегации ЕС во время визита в Москву достаточно жестко раскритиковал запрет на импорт европейских овощей и заявил, что страна должна подчиниться духу Всемирной торговой организации (в которую Россия так пока и не вступила), Путин ответил: "Не знаю, какой там дух, но огурцы, после употребления которых люди умирают, действительно плохо пахнут!"
В Россию овощи поступают по преимуществу из бывших советских республик: Азербайджана и Узбекистана; однако значительная часть, по данным Федеральной таможенной службы, на сумму около 730 млн в год, экспортируется из Евросоюза.
Очевидно, что никаких проблем с замещением европейского импорта турецким или израильским не будет, не возникнет дефицита с овощами в розничной торговле.
Но в связи со всей этой ситуацией возникает совершенно другой вопрос почему Россия, имея прекрасные плодородные земли, квалифицированные трудовые ресурсы, должна обеспечивать процветание западных производителей, будь то американские птицефермы или испанские парники?
Почему наше государство не в состоянии создать свой собственный рынок сельскохозяйственной продукции и обеспечить собственное население качественной отечественной продукцией?
Сегодня 36% продовольствия на столах россиян импортное. Для мяса этот показатель равняется 40%, для сахара 42%, для овощей 52%. В крупных мегаполисах, прежде всего Москве и Санкт-Петербурге, иногда в доле тех продуктов, которыми питаются граждане, импортные продукты достигают 70%.
Такие ситуации, как со вспышкой кишечной эпидемии в Европе возникают не в первый и не в последний раз. Мы принимаем срочные меры, блокируем поставки импорта, но в целом ситуация не решается.
Вроде бы очевидно, что от инвестиций в отечественное сельское хозяйство, в его развитие напрямую зависит безопасность страны, здоровье граждан, социальная устойчивость. Но проблема не решается, мы каждый раз наступаем на одни и те же грабли свиной грипп, куриный, кишечная эпидемия, некачественные, просроченные продукты, которые сбрасывают на российский рынок.
Неужели и на этот раз все закончится временными мерами? Ведь для всех очевидно, что нужна продуманная государственная политика по развитию сельского хозяйства.
Мы в партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ профессионально занимаемся проблемами сельского хозяйства уже много лет.
У нас есть готовая программа, как сделать, чтобы импорт продуктов в течение ближайших пяти лет составлял от 5 до 10%, что позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, полностью обеспечит продовольственную безопасность страны. Во-вторых, значительно усилит контроль качества продукции. В-третьих, обеспечит занятость населения, в том числе в регионах с острой безработицей, например, на Северном Кавказе.
Сегодня все мировые крупные сельхозпроизводители поддерживаются серьезными субсидиями со стороны своих государств. Их интересы отстаиваются на самом высоком политическом уровне. Россия просто обязана ответить значительным увеличением субсидий в свое собственное сельское хозяйство, вести жесткие ограничения таможенного регулирования.
Нужно обеспечить нормальными кредитными условиями нашего сельхозпроизводителя. Сейчас кредиты растворяются самым таинственным образом и не доходят до своих адресатов. Проценты, которые предлагают банки сельхозпроизводителям просто заоблачные.
Государство должно создать реальную систему кредитования сельского хозяйства, обеспечив контроль за деятельностью банков, получающих государственные средства.
Второй неотложной проблемой является вопрос реализации продукции.
Здесь тоже должно сказать свое слово государство. Речь идет о фиксированном объявлении цен на госзакупки для тех товаров, которые объявлены весной для того, чтобы крестьяне могли ориентироваться на ту цену, по которой государство у них готово будет покупать их продукцию осенью.
А вот в решение вопроса по созданию торговых сетей должна активно участвовать региональная власть.
На сегодняшний день сетевая торговля заинтересована только в крупных поставщиках, отсекая средних и малых. Крупные сетевые компании уничтожают и возможность реализовать среднему и малому сельхозбизнесу свою продукцию, потому что крупная торговая сеть технологически не может работать с небольшим региональным поставщиком. Мы это видим, кстати, по Тверской области, которая живет в тени огромного экономического монстра Москвы.
А ведь именно эти маленькие и средненькие магазинчики, лавочки, которые раньше были, или маленькие региональные сети, вполне могли бы работать с региональным производителем.
Хотелось бы в заключение вернутся к теме ВТО. Нужно ли с таким упорством добиваться участия в этой организации, коль дух ее становится все более сомнительным, а, порой, смертельно опасным.