Алла Кузьмина: Для решения социальных проблем российской семьи необходимо переходить от политики выживания к политике семейного благополучия
см. также ↓26 мая депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Алла Кузьмина приняла участие в работе межрегиональной конференции "Защита детства приоритет государственной политики России", прошедшей в Архангельске.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления Аллы Владимировны:
Стратегическим направлением деятельности любого социального государства и системы социальной защиты населения в целом является повышение уровня и улучшение качества жизни граждан.
Российская Федерация согласно Конституции социальное государство. Тем самым провозглашается один из основополагающих принципов деятельности государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики.
Для решения социальных проблем российской семьи необходимо переходить от политики выживания к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
Достижение этой стратегической цели возможно:
во-первых, посредством юридического закрепления ответственности государства за создание действенного государственного и общественного механизма реализации конституционных положений статей 7 и 38 Конституции о государственной поддержке и защите государством материнства, детства и семьи на основе установленных законодательством государственных социальных стандартов (на первом этапе возможно и минимальных) государственных правовых гарантий;
во-вторых, посредством повышения на их основе реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки: выплаты субсидий, пособий (с последующей индексаций), компенсаций, а также установленных законом льгот;
в-третьих, в случае, если проблема социальных стандартов качества жизни детей, семьи и граждан в целом постоянно должна находиться в поле зрения федеральных и региональных органов государственной власти, а также различных общественных благотворительных и некоммерческих организаций.
На сегодняшний день государственная поддержка семьи не выступает в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой должно учитываться и решаться многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности семьи как субъекта и объекта общественного развития. А семейная политика ориентирована в основном лишь на семьи, нуждающиеся в социальной защите, либо находящиеся в трудной жизненной ситуации или в зоне социального риска. Анализ законодательства, регулирующего меры социальной защиты семей, имеющих детей, показывает, что принимаемые на государственном уровне решения, как правило, адресованы не семье, а отдельным ее членам, не определены критерии, условия и размер предоставления социальной помощи семье.
Потому одной из важнейших составляющих совершенствования механизма реализации социальных прав граждан, провозглашенных Конституцией РФ, является введение института количественно измеряемых показателей уровня и качества жизни населения на всей территории страны. Таким образом, государственные социальные стандарты должны выступать как гарантии государства, которые могли бы дополняться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их финансовыми возможностями.
В законодательстве Российской Федерации нет целостной социально и экономически обоснованной системы социальных стандартов. А есть лишь основания назвать законодательно утвержденными социальными стандартами потребительскую корзину (набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину гражданина), прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, квоты для приема на работу инвалидов, базовые части трудовых пенсий, базовые программы медицинских услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, государственные образовательные программы разных уровней образования и др.
Перечень и объемы социальных услуг на душу населения в регионах Российской Федерации существенно различается как по количеству и качеству, так и по содержанию и источникам финансирования. В разы отличаются и средняя заработная плата, и покупательная способность денежных доходов жителей разных регионов, и уровень безработицы и другие показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения.
На сегодняшний день социальным стандартом уровня социальной защиты многодетных семей, который должен обеспечиваться в регионе, является Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее Указ). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Устранение противоречий между положениями Указа и Федерального закона № 184-ФЗ возможно двумя путями. Во-первых, отменой Президентом РФ данного Указа. В этом случае субъекты Российской Федерации будут полностью самостоятельны в выборе правовых форм и способов обеспечения социальной защиты многодетных семей, что может привести к неоправданным различиям в уровне социальной защиты граждан в зависимости от места их проживания.
Во-вторых, принятием вместо упомянутого Указа Федерального закона, который при этом не должен будет содержать норм, определяющих объем и порядок осуществления расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации. В случае включения в Федеральный закон такого рода норм их финансовое обеспечение должно будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
В случае же принятия Федерального закона о государственных социальных гарантиях потребуется внесение изменений и дополнений в федеральные законы, устанавливающие отдельные минимальные государственные социальные стандарты в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, а также принятия новых федеральных законов в указанных сферах в целях установления общего порядка разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан.