Российская власть теряет доверие общества. Симптоматично, что рейтинги "Единой России" и властного тандема падают на фоне относительного роста экономики и высоких цен на нефть. Это может означать только одно – не за горами серьезные перемены. Система, основанная на расхищении бюджета, коррупции и отсутствии долгосрочных целей, нежизнеспособна по условию и ее развал – лишь вопрос времени. Без преувеличения можно сказать, что сегодня все здравомыслящие силы, в том числе внутри партии власти, находятся в оппозиции к властной клептократии (букв. с греч. – власть воров). Вариант – к коррумпированной бюрократии.
В этой статье мне хотелось бы поразмышлять о том, что оппозиция может противопоставить существующему порядку, какие идеи и ценности способны найти поддержку в обществе.
Прежде всего, хочу поблагодарить всех тех, кто отдал свои голоса за СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ на выборах в Законодательное собрание Оренбургской области.
Как известно, цель любой оппозиции – приход к власти. Но мы также понимаем, что получить мандаты на протестном электорате – еще не победа. Чтобы достичь весомых результатов, придется убеждать людей в своем профессионализме и ответственности.
Стране, как воздух, нужны преобразования – институциональные, экономические, технологические.
Уровень российской коррупции – 300 млрд долларов в год (треть ВВП). Доля малого бизнеса в нашем ВВП 13–15%. Для сравнения: в США свыше 50%, в еврозоне свыше 60%. Тарифы естественных монополий выросли в 35 раз. Инфляция каждый день бьет новые рекорды. Размер вывоза капитала только за 2010 год составил 38,4 млрд долларов. За последние годы из России навсегда уехали более 2 млн человек, успешных и способных к самореализации.
Прибавьте к этому списку фактическое отсутствие гражданских институтов – независимого суда, свободных СМИ и открытых выборов, и картина сильного государства предстанет во всей своей безжалостной реальности.
Но как лечить, если врач болен? Похоже, что этот вопрос задает себе все большее количество сограждан. И ответ не за горами: выбирать другого доктора и другие лекарства.
Курс на децентрализацию
Очевидно, что в стране есть деньги и немалые. Проблема в том, что они неэффективно используются, и, что еще печальнее, банально "пилятся" в центре. Контрольное управление Президента России подсчитало, что только на госзакупках воруется более 1 трлн руб. в год. Это не может продолжаться бесконечно, в какой-то момент коррупционные издержки станут неподъемными для страны.
В публичных выступлениях российских политиков принято характеризовать российскую коррупцию "вековой", "системной" и пр. Что де факто подводит к мысли о бесперспективности борьбы с ней.
Между тем проверенные практикой рецепты есть. Создатель сингапурского чуда Ли Кван Ю обозначил три принципа: чистая центральная власть, неотвратимость наказания, хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы. На ценностном уровне надо "всего лишь" поставить личный интерес на службу общему благу.
Эта тема заслуживает отдельного большого разговора. Я лишь хочу остановиться на основном потребителе и вдохновителе российской коррупции – властной вертикали. Если все финансовые потоки сходятся в едином центре, то, очевидно, что и "уводятся" по коррупционным схемам они напрямую и под контролем оттуда. Масштаб коррупции определяется уровнем выстроенной вертикали.
Понятно, что проведение успешной антикоррупционной кампании непосильная задача для тех, кто связан с нынешней властью. Пчелы не выступают против меда. Пока губернаторы назначаются, у оппозиции нет реальных рычагов влияния на исполнительную власть. Но попытаться минимизировать коррупционные потоки и поменять схему распределения ресурсов – вполне реальная задача для оппозиции. Иными словами, речь идет о процессе децентрализации власти и возвращения регионам больших полномочий в формировании бюджета и определении налоговой политики. Мне кажется, идея децентрализации найдет немало сторонников среди местных элит.
Дело "за малым" убедить сограждан, что изменить ситуацию к лучшему способны только новые лидеры. С другой стороны, выдвижение новых лиц без обновления содержания политической повестки, очевидно бесперспективен.
Правила игры
Программа наших действий и правила игры должны быть основаны на трех принципах честность, открытость, способность к компромиссу.
Например, честно ли использовать бюджетные деньги для рекламы предвыборных программ единоросов? Или заставлять студентов голосовать по открепительным удостоверениям? Или строить на бюджетные деньги жилье для молодых семей и выдавать это за заслуги одной партии?
Открытость означает открытый доступ к любой информации для контроля над политической властью со стороны общества. Подразумевает диалог с обществом для объяснения своих целей и путей их осуществления. Вовлечение всех слоев общества в открытую дискуссию в независимых СМИ. Наконец, умение слышать общественный запрос.
Способность к компромиссу подразумевает готовность к сотрудничеству со всеми оппозиционными силами. Личные амбиции направить на службу идее. Главный девиз нашей командной работы – "вы можете достичь чего угодно, если вам не важно, кому достанется результат".
Правила внутрипартийной жизни никаких склок и готовность к диалогу. Чтобы вовремя остановиться, достаточно взглянуть на погрязших в интригах и склоках едросов. Такое сравнение должно отрезвлять, как холодный душ.
Теперь несколько слов о содержании нашей деятельности.
С чего, на мой взгляд, важно начать? С простых и ясных шагов по формированию профессиональной партийной "среды обитания".
1. Создание теневого (регионального) правительства и аналитического центра. Предлагать свои методы преодоления проблем в экономике, безопасности, образовании и здравоохранении, мерами по улучшению инвестиционного и бизнес климата в регионе. Членами теневого кабинета могут быть не только оренбургские политики.
2. Формирование альтернативного бюджета области. Контроль за расходами. Проблема не в размере бюджета, а в его эффективном и целевом использовании.
3. Создание антикоррупционного общественного комитета, обладающего экспертными возможностями и способного генерировать соответствующие законы на региональном уровне. Для каждого чиновника должна действовать т.н. презумпция виновности в глазах общества. Он должен доказывать свою пользу и честность ежедневно.
4. Организация Фонда Школы профессиональных партийных кадров – юристов, экономистов, социологов для их последующего продвижения во все уровни власти. Такая практика существует во многих странах. Скажем, в Европе студенты в университетах вступают в партийные ячейки, работают в исследовательских, аналитических центрах. Из многих ребят вырастают общественные и политические лидеры.
Главная задача – убедить общество, что мы за честную и открытую игру. Объяснить людям пользу регулярной сменяемость власти даже с прагматичной точки зрения.
Я спросил одного известного функционера из "Единой России": "Вы готовы завтра провести честные выборы?" Он снисходительно ответил: "Легко". "А честно проиграть готовы?". Он посмотрел как на лунатика: " Конечно, нет".
Одну истину – долгое пребывание у власти развращает – наши сограждане похоже уже усвоили. Дело за малым поверить, что в их силах запустить процесс смены власти. Чтобы этот процесс не пошел по африканскому сценарию, важно, чтобы люди голосовали не "против", а "вместо" власти. Иным словами, за новую власть. Важно понять, что политическая конкуренция единственное лекарство от болезней нашего государства.