О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Николай Левичев и Михаил Емельянов внесли законопроект, предлагающий закрепить использование пропорциональной системы на региональных выборах

28 апреля 2011

 см. также ↓

28 апреля Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Государственной Думе Николай Левичев и депутат Михаил Емельянов внесли на рассмотрение парламента законопроект "О внесении изменений в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". В данном документе предлагается закрепить использование пропорциональной системы на региональных выборах.

В последние годы, подчеркивают авторы законопроекта, политическая система в современной России продолжает активно совершенствоваться, возрастает влияние политических партий на процесс формирования власти в стране, на развитие гражданского общества в целом. За это время в федеральном законодательстве произошли изменения, связанные с введением пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы, а также законодательным закреплением формирования региональных законодательных (представительных) органов власти по смешанной (мажоритарно – пропорциональной) системе. Так, выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва в декабре 2007 года впервые в истории страны проходили по полностью пропорциональной системе.

С декабря 2003 года в РФ законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ избираются по мажоритарно – пропорциональной системе (на основании статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.07.2002 № 107-ФЗ). В соответствии с федеральным законодательством не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации – не менее 50% депутатов одной из палат указанного органа) сегодня должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

В подавляющем большинстве субъектов РФ, отмечают авторы законопроекта, при выборах региональных законодательных органов власти используется и мажоритарная избирательная система, позволяющая участвовать в выборах значительному числу кандидатов, представляющих, как политические партии, так и выдвигающихся самостоятельно. При этом Николай Левичев и Михаил Емельянов указывают на ряд недостатков этой системы. Например, если по избирательному округу зарегистрировано более двух десятков кандидатов, то может возникнуть ситуация, когда избранным будет тот кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. Таким образом, победа может быть достигнута тем кандидатом, который фактически получил меньшинство голосов. Особо ситуация обостряется в случаях, когда несколько кандидатов получают примерно равное число голосов избирателей.

Более того, подчеркивают авторы, сосуществование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем приводит на практике к различным казусам. Так, например, в избирательном цикле 2003 – 2007 годов в Алтайском крае, Ставропольском крае, Амурской области и Сахалинской области избирательные объединения, получившие максимальное количество голосов по своим партийным спискам кандидатов, с учетом результатов голосования в одномандатных и многомандатных избирательных округах получили в итоге меньше депутатских мандатов в региональных парламентах, чем партии, списки кандидатов которых заняли вторые места в данных субъектах РФ.

Использование пропорциональной избирательной системы, считают депутаты, имеет несколько важных преимуществ. Так, выборы, проведенные по пропорциональной системе, обходятся для бюджетов субъектов РФ дешевле, а также приводят к стабилизации политической структуры региональных законодательных собраний за счет предоставления гарантий вхождение конкретных народных избранников во фракции тех политических партий, в списках кандидатов которых они избирались.

"На данном этапе развития политической системы страны представляется целесообразным и закономерным осуществить трансформацию мажоритарно – пропорциональной избирательной системы в полностью пропорциональную избирательную систему на уровне субъектов РФ", – заключают депутаты.

Коме того, законопроект направлен на закрепление на федеральном уровне единой методики пропорционального распределения депутатских мандатов, используемой на выборах депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, а также при избрании той части депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется на основе пропорциональной избирательной системы.

Практика применения различных методик пропорционального распределения депутатских мандатов показывает, что на сегодняшний день наиболее дискуссионным остается вопрос о том, насколько та или иная методика соответствует самой идее пропорциональности в распределении мандатов.

Наибольшее количество вопросов у общественности, считают авторы законопроекта, вызывает использование метода квот Империали и метода Д’Ондта, которые приводят к снижению уровня представительства политических партий, получивших от 7 до 10 процентов голосов избирателей. При этом, как правило, политические партии, списки кандидатов которых набрали более 20 процентов голосов, получают дополнительные депутатские мандаты за счет так называемых малых партий. Таким образом можно заметить, что использование метода Империали и метода Д’ Ондта приводит к дискриминации ряда политических партий.

"В целях совершенствования избирательной системы в РФ, а также преодоления пагубных последствий, возникающих при использовании названных выше методов пропорционального распределения депутатских мандатов, данным законопроектом предлагается при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе на региональном и муниципальном уровнях ввести единую методику распределения мандатов по методу квот Хэйра, которая уже много лет используется на выборах депутатов Государственной Думы и позволяет распределять депутатские мандаты с максимальным соответствием реальному распределению количества голосов, поданных за каждый список кандидатов", – отмечают Николай Левичев и Михаил Емельянов.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International