Выступление депутата Государственной Думы РФ, председателя Всероссийского общества инвалидов Александра Ломакина-Румянцева на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России от 25 марта 2011 года:
Уважаемая Татьяна Алексеевна! Уважаемые участники заседания!
Неделю назад Правительство России наконец-то разработало государственную программу на 2011 – 2015 гг. "Доступная среда". Я благодарю Министерство за разработку этой крайне необходимой программы, и за то, как она разрабатывалась. Это явилось примером эффективного взаимодействия государственных органов и общественных организаций инвалидов.
Программа, помимо широкого спектра направлений по вопросам доступности, затрагивает такие важные аспекты, как совершенствование работы МСЭ и системы реабилитации.
Но прежде хотелось бы сказать о крайне важной и острой проблеме – проблеме льготного лекарственного обеспечения граждан.
Всероссийское общество инвалидов с 2005 года проводит мониторинг по обеспечению инвалидов лекарствами. Во время очередного этапа было сделано обобщение за 5 лет, которое свидетельствует не только о неблагополучном положении по данному вопросу в прошедшем году, но и о том, что отмечаемые недостатки и проблемы носят хронический характер.
В зону мониторинга ВОИ-2010 вошли 76 субъектов Российской Федерации, и нигде не назвали положение с лекарствами нормальным.
Лишь в 8-ми регионах отмечены небольшие сдвиги к лучшему.
До сих пор не до конца отработаны механизмы Программы ДЛО, что приводит к ее дополнительным "сбоям", среди которых хотелось бы выделить три момента:
· региональные ограничительные меры в лекарственном обеспечении;
· неотработанность процедур получения бесплатных рецептов;
· организация выдачи лекарств только в специализированных аптеках, число которых ограничено и крайне недостаточно.
Более 90% респондентов отметили, что в их регионах существуют дополнительные ограничения по количеству рецептов в месяц. Так, в нарушение Приказа Минздравсоцразвития, в городах Мурманске и Снежногорске инвалидам одномоментно выписывалось не более 2-х наименований льготных рецептов, в Старицком районе Тверской области – не более 3-х рецептов, и так далее.
Почти 64% респондентов указали на установление дополнительного ограничения по сумме выписываемых лекарств. Например, в ряде районов Башкортостана рецептурное обслуживание инвалидов ограничено суммой 300 руб. в месяц, а в Волгоградской области максимальная месячная стоимость выписываемых рецептов по лекарственному перечню ДЛО не превышает 350 – 452-х руб.
На практике самым распространенным "регулятором" процесса выписки врачами рецептов является отсутствие в данный момент препарата в аптеке, к которой "прикреплен" инвалид, из-за чего человеку отказывают в выписке рецепта.
Да и процедура оформления рецептов является едва ли не самой сложной и трудоемкой частью процесса получения лекарства.
Получение амбулаторного талона – и так длительная процедура (надо занимать очередь в 5-6 часов утра), достигает "рекордных" показателей в начале каждого месяца, когда лекарства поступают в аптеки и все инвалиды дружно устремляются за рецептами.
Ожидать приема к лечащему врачу приходится до 2-х часов (в зависимости от места в "живой" очереди). В результате общие затраты времени на получение рецепта у врача-терапевта (про специалиста молчу вообще) может достигать 8 12 часов.
К числу немногих положительных моментов следует отнести определенное усовершенствование процесса выписки бесплатных рецептов тяжелобольным и маломобильным инвалидам – распространение приобретает оформление рецептов на дому.
Данные мониторинга также свидетельствуют, что бесплатный отпуск федеральным льготникам лекарств в подавляющем большинстве осуществляют только специально уполномоченные аптеки. Только 5 регионов сообщили, что бесплатная выдача лекарств инвалидам осуществляется любыми аптеками.
Такая организация является одним из главных пороков в механизме программы ДЛО. Очевидно, что схема "инвалид к далекой уполномоченной аптеке" вместо схемы "инвалид к ближайшей аптеке" создает для инвалидов много искусственных неудобств. Как яркие примеры можно привести ситуацию в Карелии, когда из села Шелтозеро Прионежского района, где выписку льготных рецептов осуществляет фельдшер, инвалидам за лекарствами приходится ездить за 80 км в Петрозаводск, а в Смоленской области после упразднения "уполномоченной" аптеки в поселке Гусино инвалидам также приходится ездить за 100 км в райцентр Красный, так как из-за закрытия моста через Днепр прямой дороги в райцентр нет.
Многие острые проблемы лекарственного обеспечения я не затронул (например, регулярное сокращение федерального перечня льготных лекарств), но надо бы решить хотя бы две проблемы:
· максимально упростить процедуры приема пациента в ЛПУ и выписки льготных лекарств;
· перейти к отпуску лекарств в любой аптеке, тем более что сейчас уже есть закон, регулирующий цены на лекарственные препараты.
При этом особое внимание надо уделить обеспечению лекарствами
таких категорий как диабетики и онкобольные, у которых ситуация во многих регионах близка к чрезвычайной.
Возвращаясь к госпрограмме "Доступная среда", хочу заострить внимание на двух аспектах.
Программа уделяет достаточно большое внимание вопросам медико-социальной экспертизы, но надо сказать, что количество жалоб на работу бюро МСЭ не уменьшается. Безусловно, исключение показателя СОСТД при проведении экспертизы несколько снизили остроту положения, но, тем не менее продолжают поступать факты необъективного, на взгляд инвалидов, понижения группы инвалидности или снятия инвалидности вообще.
Обращает на себя внимания, что особенно таких фактов много при переходе из "детской" инвалидности во "взрослую". Я уже говорил на одной из прошлых коллегий, что к принятию таких решений органы МСЭ в определенной степени "подталкивает" использование в качестве критерия эффективности работы МСЭ показателя "количество реабилитированных инвалидов". За неимением времени не привожу конкретных примеров, но, к сожалению, их более чем достаточно.
Орган экспертизы должен быть именно органом экспертной оценки, ни в коей мере не должен заниматься реабилитацией инвалидов, которую работники МСЭ понимают однозначно – уменьшить тяжесть инвалидности или вообще ее снять. И вообще – а насколько необходимо первичное звено МСЭ, по сути переписывающее справку ЛПУ? Считаем, что в рамках программы необходимо проведение экспериментов по новым схемам проведения экспертизы.
Необходимо в максимальной степени объективизировать процесс экспертизы – и определенные надежды мы связываем с внедрением в рамках программы системы МКФ. Тем не менее вряд ли целесообразно использовать ее в полном объеме, так как в наших условия (особенно при отсутствии безбарьерной среды) это может привести к еще большей необъективности экспертизы. В любом случае необходима осторожность при внедрении этой классификации и обязательная ее предварительная широкая апробация.
Другой важной новацией в этой программе является курс на совершенствование системы реабилитации.
К сожалению, сегодня законодательство совершенно не отражает вопросы реабилитации. Хотя правильнее сказать, что понятие реабилитации в законодательстве есть, но механизмов, полномочий и ответственности государства за осуществление реабилитации нет.
Необходимо на национальном уровне разработать национальную политику и программу действий в этой сфере, утвердить, в частности, стандарты оказания реабилитационных услуг.
Очень больная тема – обеспечение ТСР. Здесь необходимо как можно быстрее менять механизмы, иначе люди становятся заложниками плохо проводимых конкурсов. Не должно быть ситуации, когда в одном регионе почему-то могут закупать немецкие коляски, а в другом инвалидам предлагают довольствоваться изделиями за 4 тысячи рублей (понятно, что не может быть нормальной такая коляска). Должны быть минимальные федеральные стандарты качества – особенно с учетом того, что в прошлом году размер компенсации был ограничен.
В заключение хотел бы выразить надежду, что взаимодействие органов здравоохранения и социального развития как на уровне Федерации, так на региональном и местом уровнях и общественных организаций инвалидов будет развиваться – у нас общие задачи, и всегда очень важно не только подходить к решению проблем с позиций государства, но в обязательном порядке учитывать мнение людей, для которых государство и существует.