Елена Вторыгина: Наша уравнительная пенсионная система несправедлива
21 декабря состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты России по вопросам социальной политики. В нем приняла участие член комитета, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Елена Вторыгина:
На заседании была поднята актуальная тема реформирование пенсионной системы. Этот вопрос затрагивает интересы каждого человека.
Сегодня в России каждый четвертый житель – пенсионер. Общаясь с этой категорией граждан, постоянно слышу, что пенсии в стране очень низкие, как по отношению к средней заработной плате, так и в абсолютной величине. А сравнения с пенсионным обеспечением развитых стран лучше вообще не делать – тут мы отстаем чрезвычайно.
Это подтверждает коэффициент замещения, который в западных странах составляет 55-70%. В советское время такое соотношение в нашей стране выдерживалось. Но затем порядок пенсионного обеспечения трижды пересматривался: в 1990-м, 1997-м и 2001 годах. В результате каждого реформирования коэффициент замещения снижался, и в 2007 году достиг своего минимума 22,8%. Хотя по рекомендации Международной организации труда он не может быть менее 40%.
Также наша уравнительная пенсионная система несправедлива по отношению к отдельным категориям пенсионеров. Эта впервые проявилось в 1997 году при введении новой формулы расчета пенсий, закрепленной Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Тогда были введены новые правовые нормы пенсионного обеспечения, ухудшающие положение пенсионеров. Получилось, что от "уравниловки" пострадали самые профессиональные, квалифицированные, образованные специалисты, а также люди, занятые на вредных производствах.
Позднее ситуация только усугублялась. Так, многие положения 113-го закона были продублированы в новом пенсионном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принятом в 2001 году, а пенсионная реформа 2001-2002 годов не устранила противоречий в пенсионном обеспечении, а лишь добавила новые. Совершенно надуманно было введено разделение пенсии на страховую и базовую часть. При этом базовая и страховая часть индексировались в разные сроки и в разном размере. В целом базовая часть пенсии, которая у всех граждан одинаковая, индексировалась в значительно большем размере, чем страховая, которая призвана зависеть от стажа и заработка. Тем самым еще в большей степени произошло выравнивание пенсий.
Одной из причин низкого уровня пенсионного обеспечения явилась и концепция пенсионной реформы, которая была запущена с 1 января 2002 года. Ее целью явилась замена "распределительной системы", основанной на договоре поколений, на накопительную.
На заседании Комитета было отмечено, что в мире нет примеров такой радикальной смены пенсионных систем, как в России. Подобная реформа должна по срокам занимать 60-70 лет, что, естественно, потребовало бы огромных дополнительных средств. Но у нас фактически государство выстраивает благополучие будущих пенсионеров за счет живущих сегодня. При этом происходит обман и тех, и других. Переход от распределительной к накопительной системе породил эффект двойного бремени, когда из тех же самых взносов нужно платить пенсии нынешним пенсионерам и накапливать пенсии будущим.
Если пенсионная система останется прежней, то это продлится еще лет пятьдесят. То есть до тех пор, пока полностью не будут реализованы пенсионные права тех, у кого нет накопительного элемента. При этом нагрузка на работающих достигнет максимального значения к 2024 году.
Переход от распределительной к накопительной системе можно делать либо за счет повышения налогов, либо за счет сокращения относительного размера пенсии нынешних пенсионеров. И с 2002-го по 2009 год пенсионная реформа у нас шла по пути сокращения относительного размера пенсий.
Поясню: все началось со старта, когда пенсии составляли 32% от средней заработной платы. Как я уже отмечала, в 2007 году коэффициент замещения был 22,8%, но в 2009 году он был повышен за счет дотаций из федерального бюджета до 28,6%. В 2010 году коэффициент замещения был спрогнозирован на уровне 37%, а с 1 января 2011 года сделана попытка осуществить реформу за счет повышения налогов от заработной платы с 26% до 34%. Однако коэффициент замещения не вырастет, а снизится на 0,3% и составит, по прогнозам, лишь 36,7%. При этом в бюджете Пенсионного фонда России наблюдаем огромный дефицит около 1,5 трлн рублей.
Надо понимать, что переход к накопительной системе для будущих поколений имеет смысл лишь в том случае, если доходность по пенсионным накоплениям выше, чем темпы роста средней заработной платы. То есть в наших условиях доходность должна быть примерно равной 22-23% ежегодно. Однако даже на уровне инфляции доходность по обязательным пенсионным накоплениям у ВЭБа была лишь в 2005 году и составила 12%. Все остальное время она была в два и более раз ниже инфляции.
Участники заседания пришли к мнению, что для реформирования пенсионной системы, прежде всего, нужно снизить ставки страховых взносов с 34% до действовавшей ставки единого социального налога в 26% и отменить регрессивную двухступенчатую шкалу взимания страховых взносов с заработной платы (до 463 000 рублей в год и свыше 463 000 рублей в год). При этом предусмотреть в рамках 20-процентных взносов в Пенсионный Фонд России прогрессивную шкалу солидарной части взносов от 6% до 18%.
Мы решили, что необходимо предусмотреть пониженную ставку страховых взносов для инновационных предприятий в размере 15,5%, а также распространить пониженную ставку на все субъекты малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы.
Далее было предложено отменить накопительную часть пенсии, снять ограничения на коэффициент заработной платы, учитываемый в системе обязательного пенсионного страхования. Среди рекомендаций было предложение о снятии ограничения по стажу при исчислении расчетного размера трудовой пенсии с учетом всех периодов работы, в том числе, "нестраховых". В общей сложности в решение заседания Комитета ТПП России по вопросам социальной политики было внесено более десяти предложений.