О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: Государство должно стать справедливым

23 ноября 2010

 см. также ↓

Председатель Совета Федерации, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов написал специально для "Ъ" статью, в которой подчеркнул, что оснований "для самоуспокоенности у нас нет". Парламентарий отметил, что "потенциал развития нашей страны используется далеко не в полной мере", а чтобы качество жизни людей в России было достойным, нужно, чтобы государство работало "в интересах не чиновников, а всего нашего народа".

Недавно ООН опубликовала свежие данные по Индексу развития человеческого потенциала. Это известный международный индикатор, который отражает различные стороны качества жизни людей во всех странах мира.

Надо сказать, что на фоне среднемировых его величин наша страна выглядит не так уж плохо. Россия входит в число государств с высоким уровнем человеческого развития. Значения этого индекса у нас в последние годы устойчиво повышаются. Среди быстроразвивающихся стран группы БРИК, куда коме России включают Бразилию, Индию и Китай, наши показатели качества жизни самые высокие.

Об этом нужно помнить, чтобы критическое отношение к российским проблемам не перерастало, как это порой бывает, в самоуничижение, а тем более в полное отрицание, в безответственные призывы к ломке всего и вся.

Однако и оснований для самоуспокоенности у нас нет. Чтобы объективно оценивать ситуацию и стоящие перед нашей страной задачи, надо равняться не на средние, тем более не на худшие, а на лучшие мировые результаты. А такое сравнение сразу выявляет серьезные проблемы, которые необходимо решать.

Хотя за последние 10-12 лет, после длительного системного кризиса 1990-х годов, Россия добилась многого в самых разных областях, мы все-таки до сих пор не вернулись полностью даже на те позиции, которые занимал по качеству жизни людей СССР. А ведь другие развитые страны не стояли на месте, и за четверть века с начала нашей перестройки ушли далеко вперед.

То, что по сравнению с ними наши показатели выглядят довольно скромно, это очевидно и не удивительно. Парадоксально другое. Если спросить граждан России, что мешает им жить лучше, то большинство, наверное, в первую очередь скажет о недостаточной величине доходов. И это понятно, так как эта проблема действительно стоит очень остро.

Но вместе с тем самый большой разрыв между Россией и наиболее развитыми странами мира отмечается не по уровню доходов, а по другим параметрам, определяющим качество жизни людей – состоянию здоровья и продолжительности жизни населения, экологической ситуации и т.д. Иными словами, неблагополучие в этих сферах стало у нас настолько привычным и настолько массовым, что многими даже не осознается как проблема, а воспринимается уже как норма жизни.

Очень обидно, что даже уровень образования, который традиционно был сильной стороной российского общества, сейчас заметно снизился. Лично я убежден, что здесь сыграл свою недобрую роль пресловутый ЕГЭ, который навязывается с упорством, достойным лучшего применения, вопреки мнению как самих учащихся и их родителей, так и педагогической общественности.

Из всех проблем качества жизни как раз вопрос о доходах решить сравнительно легче, чем другие. Была бы политическая воля и, конечно же, деньги. А вот, скажем, продолжительность жизни людей от одного лишь повышения доходов не увеличится одномоментно. Не зря ведь говорят, что здоровье не купишь. Для того чтобы решить эту проблему, а также выйти на передовые современные рубежи в других важных для жизни людей сферах, кроме денег нужны специалисты, технологии, системная организация работы, да и немалое время. И чем дольше мы откладываем принятие давно назревших мер в области социальной политики, чем больше государство ориентируется в своих действиях лишь на формальные финансово-экономические показатели, тем сложнее решить накопившиеся проблемы и тем больше низкое качество жизни будет мешать движению нашей страны вперед. В том числе и в области экономики.

Взгляд на социальную сферу как на расходную статью бюджета, на которой в трудные времена надо экономить, давно и безнадежно устарел. Сегодня основное богатство самых передовых государств мира составляют не деньги, заводы или запасы сырья, а качество их "человеческого капитала". Если население какой-либо страны отличается высоким уровнем квалификации, долго живет и мало болеет, то его трудом создается и благосостояние для ныне живущего поколения, и прочный фундамент для будущего развития.

Поэтому социальные расходы государства, если, конечно, они осуществляются продуманно и эффективно, представляют собой не благотворительность, а самые настоящие инвестиции – вложения в "человеческий капитал". Причем по своей экономической отдаче такие инвестиции относятся к числу наиболее высокорентабельных для страны и общества в целом. А построение современной экономики знаний и высоких технологий, которая основана на труде специалистов с самой современной квалификацией, без решения всего комплекса социальных проблем, без создания условий для достойной во всех отношениях жизни и работы людей просто немыслимо.

Поскольку ситуация с качеством жизни в России, к сожалению, далека от идеала, зададим себе вековечные российские вопросы: кто виноват, что делать и куда же девались деньги?

Для развития даже рыночной экономики государственная политика имеет решающее значение. Именно государство формирует те налоговые, кредитные, тарифные и другие условия, которые определяют выгодность или невыгодность инвестиций, внедрения инноваций, создания рабочих мест и других решений, принимаемых вроде бы не государством, а отдельными компаниями и предпринимателями. Тем более велика роль государства в социальной сфере – здравоохранении, образовании, науке, культуре, в решении экологических проблем и т.п. Между тем мы видим, что условия для развития экономики, для работы предприятий у нас зачастую неблагоприятны, что в финансировании социальной сферы мы так и не ушли от так называемого остаточного принципа, а эффективность государственных расходов с точки зрения получаемого конечного результата оставляет желать много лучшего.

Из этого неизбежно следует вывод: качество жизни людей напрямую зависит от качества власти. Если в развитии человеческого потенциала нашей страны мы видим серьезные проблемы, то искать их решение, в первую очередь, необходимо в системе власти и в проводимой ею практической политике.

Как руководитель федерального законодательного органа не могу в связи с этим не коснуться и вопроса о качестве принимаемых законов. Ведь многие сложности, с которыми и государству, и гражданам приходится сталкиваться, закладываются уже на законодательном уровне, который служит базой для работы исполнительной и судебной властей, для субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Вспомним, как была проведена недоброй памяти монетизация льгот. Вспомним так называемую "дачную амнистию", которая была прекрасно задумана, а на деле превратила жизнь многих людей в хождение по бюрократическим мукам, и многие, многие другие примеры.

Ежегодно Совет Федерации публикует "Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации". Надо сказать, что сам факт подготовки этого документа помогает системно взглянуть на проблемы и задачи развития отечественной правовой базы. Вместе с тем он высвечивает и недостатки не просто отдельных законов, а самого сегодняшнего законодательного процесса.

Можно вспомнить целый ряд случаев, когда Государственная Дума квалифицированным большинством голосов преодолевала вето Совета Федерации. Останавливать некоторые скандальные законопроекты приходилось на уровне Президента России, то есть уже за пределами парламента, который все-таки должен нести основную ответственность за качество принимаемых законов. Так было и с законом о Знамени Победы, когда единороссы ничтоже сумняшеся решили "подправить" отечественную историю на свой вкус; и с законом "О связи", который чуть не добавил ко всем нашим обманутым вкладчикам, пайщикам и дольщикам еще и не менее многочисленную категорию обманутых плательщиков; и в целом ряде других случаев.

Как говорится, один раз – случайность, два – тенденция, три – уже традиция. В данном случае мы имеем дело с традицией, которую хорошо бы как можно скорее поломать. Потому что "продавливание" сомнительных законов благодаря абсолютному большинству голосов у одной-единственной партии, вопреки мнению парламентской оппозиции, а зачастую и без серьезного обсуждения наносит огромный ущерб всей нашей стране и миллионам конкретных людей, которым потом приходится жить и действовать по таким законам.

Очевидна прямая связь между качеством работы государства в целом и ответственностью как отдельных государственных служащих, так и органов власти за результаты их решений и действий. Если карьера чиновника зависит не от граждан, а лишь от мнения так называемой партии власти, то и вся его работа будет подчинена групповым интересам "профсоюза бюрократов".

Чтобы добиться от власти внимания к своим интересам и требованиям, избирателям просто необходимо регулярно показывать чиновникам "кто в доме хозяин", меняя не просто отдельных представителей, а целые партийные команды, облеченные властными полномочиями. Но эта замена не должна производиться ради самой замены, иначе последствия могут оказаться плачевными.

Все стороны жизни современного общества в огромной степени зависят от государственной политики, а значит, и от бесперебойной работы государственного аппарата. Денежное обращение и пенсионное обеспечение, обеспечение правопорядка, прав собственности, исполнения договоров, работа транспорта и ЖКХ, решение множества других вопросов, о которых мы даже не задумываемся, пока все идет гладко, – все это работа государства. Малейший сбой в этой системе немедленно отражается и на положении бизнеса, и на повседневной жизни обычных людей.

В ХХ веке в отсутствие механизмов демократической передачи власти Россия дважды пережила ломку своего государства. Оба раза это привело к глубочайшему затяжному расстройству всей хозяйственной и общественной жизни, а также вызвало настоящую социальную катастрофу, затронувшую практически все население нашей страны.

Это не удивительно. Коренная перестройка всего общественного устройства, попытка выстроить его заново на совершенно новых началах означает, что старые системы жизнеобеспечения перестают существовать, а новые еще только начинают создаваться. К чему это ведет, мы прекрасно знаем не только из истории, но и по собственному опыту двадцатилетней давности.

Из этого опыта необходимо делать практические выводы. Нам нужно аккуратно и продуманно выстраивать систему демократической передачи власти в законодательных органах, подобную тем, какие созданы в других демократических государствах, многие из которых в свое время пережили не менее бурную историю, чем Россия.

Многие необходимые для этого политические и экономические механизмы в России уже созданы. Если они далеко не всегда работают так, как это требуется, нужно не ломать, а настраивать их и учиться управлять ими. Первоочередная задача при этом – переход от нынешней полуторапартийной системы, когда оппозиция присутствует на политической сцене, но очень мало влияет на принятие реальных решений, к подлинной многопартийности.

В России есть политические партии, которые способны взять на себя ответственность как за управление отдельными регионами, так и за решение общегосударственных задач на федеральном уровне. Безусловно, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ входит в их число. Это доказывает и опыт работы наших представителей в органах власти разных уровней, и конкретная деловая программа нашей партии, которая предлагает системные решения важнейших вопросов общенационального значения. Именно такая конструктивная оппозиция, а не несогласные со всем на свете, представляет настоящую угрозу монополии на власть, потому что она выдвигает программу не разрушения, а созидания.

В конце ХХ века наш народ заплатил дорогую цену за создание современного демократического государства и эффективной рыночной экономики. Мы видим, что сейчас, через 25 лет после начала трудных и болезненных реформ, они приносят реальные плоды и в экономике, и в качестве жизни людей. Но видим и то, что потенциал развития нашей страны используется далеко не в полной мере. Мешает этому, прежде всего, монополия на власть партии чиновников, которые практически не несут реальной ответственности перед избирателями, а потому и не обращают внимания на их проблемы и интересы.

Чтобы качество жизни людей в нашей стране было достойным, качество власти должно отвечать требованиям граждан. Российское государство должно стать справедливым, работать в интересах не чиновников, а всего нашего народа. Уверен, что это обязательно произойдет, и уже в скором будущем.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International